Новости

08 октября 2016

От Сухаревской до Рижской

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Сухаревская» до метро «Рижская».

 

Паломники посетили храм Живоначальной Троицы в Листах. Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1632 г. Название места «Листы» происходит от лубочных картинок — «листов», которые выставлялись печатниками на продажу у ограды церкви. Храм строился как полковой для русских воинов — стрельцов, селившихся около Земляного вала для охраны проездных ворот в город. Церковь находилась под покровительством царей династии Романовых и патриархов. В 1704 г. указом Петра I храму присвоен статус Адмиралтейского. В соседней Сухаревой башне (снесенной в 1934 г.) с 1701 г. размещалась школа математических и навигационных наук — первое российское морское учебное заведение. В советское время в храме служили новомученики протоиерей Иоанн Тарасов и протоиерей Борис Ивановский, расстрелянные в 1937 г. в Бутово. В 1931 г. церковь закрыли. В 1991 г. городские власти приняли решение о возвращении храма верующим.

На Сухаревской площади до 1918 г. находился Шереметевский странноприимный дом с храмом Живоначальной Троицы и Воскресенской часовней. Первые странноприимные дома предназначались для странствующих паломников, где им оказывали приют и врачебную помощь. Позднее странноприимными домами называли богоугодные заведения, совмещающие богадельню и больницу. Такой дом для странников, престарелых, увечных и просто бедных, не имеющих денег на лечение, в начале XIX в. решили создать граф Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова. Центром здания стала домовая Троицкая церковь, от которой полукругом расходились два крыла: в одной части располагалась больница, в другой — богадельня. После революции странноприимный дом закрыли, так же как храм и часовню. В 1919 г. здесь открылась Московская городская станция скорой помощи, а в 1923 г. — институт имени Н. В. Склифосовского. В настоящее время храм возрожден, но работает по особому расписанию.

 

Паломники посетили Воскресенскую церковь на территории больницы.

Группа осмотрела дореволюционное здание бывшего приюта призрения, воспитания и обучения слепых детей на 1-й Мещанской, в котором до революции был домовый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины, освященный в 1912 г. В советский период в здании находилась школа № 139, сейчас там располагаются различные учреждения. В постсоветское время на месте дореволюционного храма освятили домовую церковь в честь Иверской иконы Божией Матери при Восточно-Европейской нефтяной компании, приписную к Донскому монастырю. К зданию бывшего приюта с южной стороны примыкает сквер, который был разбит на месте снесенной в 1936 г. церкви святых Адриана и Наталии в Мещанской слободе. Название слободы связано с тем, что здесь жили мещане — так в XVII в. называли переселенцев из Смоленска и других белорусских городов, отвоеванных во время войны с Польшей в 1654 г. Название мещан происходит от польского «място» — «город». Поселили их за Сретенскими воротами, будущими Сухаревскими. Посвящение храма было связано с желанием почтить новую царицу Наталью Кирилловну Нарышкину, обвенчавшуюся в 1671 г. с царем Алексеем Михайловичем.

На другой стороне проспекта Мира, напротив бывшего приюта, находится Патриаршее подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Подворье было основано в 1909 г. Часовню во имя преподобного Серафима Саровского построили в 1913 г., а в 1929 г. советская власть ее закрыла. После революции в помещениях подворья размещалась квартира ответственного секретаря антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) Е. А. Тучкова, затем подворье сильно перестроили и отдали под мастерские. В 2002 г. оно было возрождено, в 2011 г. в его внутренних покоях освящена часовня во имя преподобного Серафима Саровского и построен храм в честь Собора Дивеевских святых, в котором и побывали обыденские паломники.

Далее они направились к Московскому Троицкому подворью Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Первое подворье Троицкого монастыря в Москве появилось в Кремле еще при жизни преподобного Сергия (земля была пожалована великим князем Дмитрием Донским). Оно дало имя Троицкой башне Кремля, близ которой располагалось. Екатерина II в 1764 г. изъяла монастырские земли в казну при секуляризации, подворье было закрыто. На том месте сейчас находится Государственный Кремлевский дворец (построенный как Дворец съездов КПСС). Второе подворье Троицкой обители располагалось в Китай-городе на Ильинке (земля была в 1535 г. подарена Лавре одним московским купцом). В 1876 г. на территории подворья построили первый в Москве пятиэтажный доходный дом в русском стиле (Ильинка, 5). В 1609 г. Василий Шуйский подарил Сергиевой обители загородное подворье за Сретенскими воротами. В 1631 г. иждивением Сергиева монастыря здесь была выстроена деревянная приходская церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1708 г. на этом месте возвели каменный храм. Паломники посетили Троицкую церковь. В приходе Троицкого храма жил прадед А. С. Пушкина, лейб-гвардеец Преображенского полка Александр Петрович Пушкин. Другими известными прихожанами церкви были великий историк Москвы Иван Михайлович Снегирев и выдающийся художник Виктор Михайлович Васнецов.

В середине XVIII в. на Троицком подворье выстроили архимандричьи палаты. При настоятеле лавры архимандрите Платоне, будущем митрополите Московском, в каменных владениях на Троицком подворье был освящен домовый храм во имя апостолов Петра и Павла — по именинам царевича Павла Петровича и в его присутствии. После Отечественной войны 1812 г. домовый храм архимандритов переосвятили во имя преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время храм освящен в честь первосвятителей Московских. Московские архиереи после разрушений и пожара 1812 г. лишились кремлевских покоев и обосновались на Троицком подворье, которое стало официальной резиденцией московских святителей и именовалось «митрополичьим». Впоследствии на Троицком подворье проживали архиепископ Августин, спасавший московские святыни в 1812 г., святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), священномученик Владимир (Богоявленский), святитель Макарий (Парвицкий-Невский) и др. В 1917 г. на подворье поселился Святейший патриарх Тихон. В ночь на 19 мая 1922 г. святителя Тихона увезли с Троицкого подворья, и больше он туда не возвращался. А само подворье в тот же день было занято обновленцами. Потом оно перешло в ведение НКВД. Через несколько лет были закрыты все храмы подворья. С Троицкой церкви сбили кресты, а помещение переделали под новые нужды. Храм разделили на три этажа, в нем были комнаты и кабинеты, разместившиеся и в помещении алтаря. Накануне Олимпиады 1980 г. снесли старинную застройку Троицких переулков и проложили Олимпийский проспект, а территорию Троицкой слободы застроили многоэтажными домами. В 1993 г. Троицкий храм вернули Церкви. В те же годы было восстановлено и подворье Лавры.

Паломники посетили церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Она была построена на месте торжественной (и одновременно покаянной) встречи в Москве святых мощей митрополита Филиппа, перенесенных в Москву из Соловецкого монастыря в июле 1652 г. В XIV веке рядом с храмом пролегла основная дорога в Троицкую обитель преподобного Сергия, отчего она называлась Троицкой. В память о покаянной встрече у Троицкой дороги был поставлен большой дубовый крест в древней каменной часовне, которая стала называться «часовней у Креста». Существует мнение, что эта часовня была древнее креста. По преданию, в ней отдыхал сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком. А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру. Другой деревянный крест был поставлен отдельно на самой заставе, получившей от него свое название Крестовская (в советское время Рижская). И в старину считалось обязательным прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру.

В 1671 г. из части Троицкого тракта была устроена 1-я Мещанская улица. В 1677 г. в Мещанской слободе появилась церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Первое время она была деревянной, но в 1691 г. ее перестроили в камне. Современное здание церкви построено архитектором М. Ф. Казаковым в 1787–1788 гг. В 1939 г. храм закрыли. Соседний Протопоповский переулок в 1924 г. переименовали в Безбожный, а Крестовскую заставу в 1947 г. — в Рижскую. В 1991 г. храм был возвращен Церкви. К 1997 г. было закончено строительство часовни и двух зданий комплекса Сибирского подворья.

Группа обыденских паломников осмотрела храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. М. Ф. Владимирского (МОНИКИ) (бывшая Старо-Екатерининская больница). В 1772 г. на 3-й Мещанской улице при выезде из Москвы был построен карантин для больных моровой язвой, а затем в 1776 г. в зданиях бывшего карантина открыли Екатерининскую больницу. В 1835 г. на Страстном бульваре была устроена новая Екатерининская больница, а больница на Мещанской стала называться Старо-Екатерининской. До 1843 г. она предназначалась для арестантов, потом до 1887 г. — для чернорабочих. Храм при больнице существовал еще в XVIII веке. В конце XIX века в больничном саду была выстроена новая церковь. Верхний главный храм освящен в 1899 г. в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а нижний — в честь святителя Павла Исповедника, патриарха Константинопольского. В советское время церковь закрыли, пятиглавие и шатер колокольни снесли, здание передали больнице. Некоторый период там располагался завод по ремонту медицинской техники. В настоящее время храм возрожден.

Паломники посетили храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Оно было открыто в 1750 г. и названо по кладбищенской деревянной церкви во имя святого Лазаря Четверодневного. В 1786 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь Сошествия Святого Духа с приделами святого праведного Лазаря и евангелиста Луки. В 1923 г. на Лазаревском кладбище был похоронен ныне прославленный в лике праведных протоиерей Алексий Мечев, в погребении которого принимал участие святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. (Позднее отец Алексий Мечев был перезахоронен на Немецком Введенском кладбище, и теперь наши прихожане, поминающие похороненного недалеко обыденского батюшку протоиерея Александра Егорова, посещают также и могилу, в которой до обретения покоились мощи московского святого.) Храм в 1920-е годы закрыли, в нем разместилось рабочее общежитие, затем мастерские театра оперетты. В 1992 г. церковь вернули верующим. Обыденские паломники поклонились храмовым святыням и осмотрели экспозицию приходского музея у входа в храм.


Далее паломники направились к храму мученика Трифона в Напрудном. Дворцовое село Напрудное по дворцовым завещаниям князей известно с 1328 г. При речке Напрудной был Великий пруд, дававший возможность соколиной охоты на «мокрую» птицу. Соколиная охота имела такой большой размах и значение, что в княжении Василия I изображение конного сокольника с птицей в руке получило статус государственного герба Москвы и чеканилось на монетах. По преданию, сокольничий Патрикеев, упустивший любимого царского сокола, нашел его на этом месте по указанию мученика Трифона и потом воздвиг в благодарность святому храм его имени. Среди исследователей нет единого мнения о времени постройки храма. Трифоновская церковь предположительно была возведена в 1470–1480 гг. и является ровесницей Кремлевских соборов. В начале XIX в. Черногорский владыка митрополит Петр Негош передал три частицы мощей от мученической главы святого Трифона, они были в дорогих ковчежцах вделаны в икону святого мученика Трифона с соколом в руке. В 1930 г. Трифоновский храм закрыли. В настоящее время на территории Трифоновской церкви проводятся восстановительные работы, а сам храм приписан к церкви «Знамения» в Переяславской слободе.
.
Последним местом паломничества стала церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Переяславской (Ямской) слободе. Эта слобода появилась в начале XVI века при Иване Грозном. Здесь был поставлен храм, названный по тезоименитству царя в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. Престол в честь Знамения Божией Матери был освящен в новой деревянной церкви в 1713 г. Храм Знамения до строительства Николаевской железной дороги считался одним из самых богатых в Москве. Железная дорога пролегла по пойменным огородам на церковной земле, которые сдавались в аренду и приносили большие доходы. В советское время храм не закрывался. Сюда из закрытой и полуразрушенной церкви мученика Трифона была перенесена чудотворная икона этого святого с частицами мощей.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх