Новости

21 сентября 2016

Паломничество по Москве: от Арбатской до Маяковской

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Арбатская» до метро «Маяковская».

Паломники побывали в храме-часовне святых благоверных князей Бориса и Глеба на Арбатской площади. Впервые церковь упоминается в 1483 г. как деревянная в древнерусской летописи «Софийском Временнике». В 1527 г. она  значится в летописях уже как каменная, построенная по повелению великого князя Василия Ивановича. Как полагают, в середине XVI столетия храм считался даже собором и имел особое значение, так как был местом царского моления перед началом военных походов. В XVIII в. история церкви была связана с двумя знатными московскими семьями графов Бестуживых-Рюминых и Мусиных-Пушкиных. Оба семейства были главными благотворителями храма и имели в церкви свои собственные приделы, обустроенные как родовые склепы. В 1930 г. храм был снесен, как и соседняя с ним церковь святителя Тихона Амафунтского. В 1997 г. в память о стоявших на Арбатской площади церквях была воздвигнута Борисоглебская храм-часовня.

Группа посетила церковь Симеона Столпника на Поварской. Впервые на этом месте деревянный храм упоминается в 1625 г. В некоторых документах он значится как церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот. Окрестность храма раньше была дворцовой Поварской слободой, где проживали люди из штата Сытного дворца: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники и т. п. Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Большой Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. Главный престол храма — Введенский, а приделы — во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 г. был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. Посвящение храма связывают с Борисом Годуновым, который венчался в праздник этого святого и, вероятно, повелел поставить деревянный храм в его честь и в память о своем бракосочетании) В 1801 г. здесь состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний — графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н. В. Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре. В советское время полного разрушения храма удалось избежать, но интерьер его был уничтожен по причине находившегося в нем выставочного зала мелких животных и птиц. В 1992 г. церковь была передана верующим и заново расписана молодыми художниками. От прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Помолившись у иконы преподобного, группа паломников направилась к церкви Девяти мучеников на Патриаршей слободе, освященной в честь святых, пострадавших за христианскую веру в III веке. Основание храма связано с патриархом Адрианом. В 1696 г., когда его разбил паралич, оказавшись на пороге смерти, он стал горячо молиться святым мученикам об исцелении и дал обет выстроить храм в Москве. Исцелившись, патриарх немедленно исполнил обещанное. Место для нового храма он выбрал на Пресне близ своего любимого Новинского монастыря, упраздненного в XVIII столетии. Новая красавица-церковь во имя Девяти мучеников Кизических появилась здесь уже в 1698 г. Новая каменная церковь с приделом во имя Архангела Михаила и трапезой была построена к 1735 г. на средства содержателя шелковых фабрик купца А. Семенова. С Девятинским храмом связано имя А. С. Грибоедова, который был его прихожанином. Также сюда ходил и автор знаменитого «Соловья», композитор Александр Алябьев. В 1929 г. церковь закрыли, приспособив ее под административное здание. Внутреннее пространство помещения было разделено на этажи. Храм вернули Церкви в 1992 г.

Следующим местом паломничества стала церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, основанная в 1685 г. по благословению Патриарха Иоакима. Сегодня она знаменита тем, что именно ее стены несут на себе печать таланта известного русского художника В. Васнецова. В конце XVII веке храм был деревянным. Сохранилось несколько икон, которые были написаны в 1686 г. специально для этой церкви. Это храмовая икона Рождества Иоанна Предтечи, которая имеет автограф иконописца Ефима Иванова, и образ Иоанна Крестителя «Ангел пустыни» (его датируют первой половиной XVII в.). Новый каменный храм был воздвигнут в 1731 г., когда освятили малый придел в честь святого мученика Иоанна Воина, икона которого также датируется концом XVII в. и имеет автограф Тимофея Кириллова. Предполагается, что дата освящения главного престола по малому чину произошла под Рождество Христово 1734 г. В годы советской власти храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оказался одним из тех немногих, которые не были закрыты. В 2006 г. благодаря мироточению одной из фресок на стене стало известно, что под слоями более поздних росписей скрываются шедевры если не кисти Виктора Михайловича Васнецова, то, по крайней мере, выполненные учениками по его эскизам на те же библейские сюжеты, что и во Владимирском соборе г. Киева. Была начата тщательнейшая реставрация, открывшая миру великолепную стенопись и мозаичные панно русского живописца. Сегодня всякий приходящий в храм может порадоваться великим творениям.

Далее паломники направили свой путь к церкви святителя Николая на Трех Горах, что в Новом Ваганькове. Храм упоминается в летописях с 1628 г., и его название связано с Государевым псарным двором, отвечавшим за охоту и царские зверинцы, переведенным от западной стены Кремля на Три горы. Рознятся мнения о возникновении названия «Ваганьково». По преданию,  царские псари-малороссы использовали для приготовления еды ваганы — большие, выдолбленные в дереве корыта, за что их самих прозвали ваганами, а место их проживания — Ваганьково. Поселение на Пресне в XVII в. получило название Новое Ваганьково, а слобода за Кутафьей башней осталась Старым Ваганьковом. По другой версии, эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог — Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV в. здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами. Есть сведения, что в 1695 г. церковь перестраивал живущий рядом думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин (он также был благотворителем и жертвователем нашего Илие-Обыденского храма). Изначально церковь была небольшой, в последующие годы ее неоднократно расширяли, прибавляя приделы — святителя Димитрия Ростовского и во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Почти сто лет ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма были купцы Прохоровы, державшую знаменитую Трехгорную мануфактуру. Несколько раз Никольский храм перестраивали. Одними из благотворителей стала семья владельцев крупной фирмы розничной торговли Копейкиных-Серебряковых. В основу перестроенной в начале ХХ века церкви лег проект известного архитектора Г. А. Кайзера, утвержденный лично императором Николаем II. В 1928 г. храм закрыли. Здание приспособили сначала под Дом культуры, а затем под Дом пионеров имени Павлика Морозова. В 1992 г. было принято постановление Правительства Москвы о передаче храма святителя Николая на Трех Горах Церкви, регулярные богослужения возобновились в 2001 г.

Осмотрев великолепие Никольского храма, группа направилась к церкви великомученика Георгия Победоносца в Грузинах — единственному храму в Москве, в котором богослужение ведется не только на церковнославянском, но и на грузинском языке. Это берет начало еще в ХVIII веке, когда в столице поселилась грузинская диаспора. Грузины заняли отведенное им село Воскресенское. В селе этом была когда-то устроена по указу царя Алексея Михайловича деревянная церковь в память Иоанна Богослова, но к середине XVIII в. она сгорела. Место было удобное — недалеко от грузинского дворца. Поэтому сын царя Георгий Вахтангович испросил разрешения возобновить храм на том же месте, но в честь святого великомученика Георгия Победоносца, издавна почитаемого как покровителя Грузии, да еще и личного покровителя царевича. В 1750 г. церковь была построена. По причине разрастания Грузинской слободы в 1895–1898 годах с восточной стороны к храму было пристроено новое здание в русско-византийском стиле. В 1929–1930 гг. церковь великомученика Георгия Победоносца закрыли, переоборудовав ее под электромеханический техникум имени Красина. Сейчас храм святого Георгия на Большой Грузинской принадлежит Русской Православной Церкви, имеет статус Патриаршего подворья.

Далее путь паломников лежал на территорию Филатовской больницы, где находится церковь Софии, Премудрости Божией, и св. мученицы Татианы. Идея учредить в Москве детскую больницу принадлежала московскому военному генерал-губернатору, светлейшему князю Дмитрию Владимировичу Голицыну (1771–1844). При больнице впоследствии был основан храм в русско-византийском стиле, который является одним из дошедших до нас памятников творчеству талантливого архитектора А. С. Каминского. В 1932 г. храм закрыли. Больнице присвоили имя доктора Н. Ф. Филатова, работавшего в ней и снискавшего большую любовь москвичей. С 1979 г. в бывшей церкви находилось патологоанатомическое отделение. Колокольня и глава на храме отсутствовали, внутреннее пространство было искажено перегородками, внешний вид был запущенный: отвалившаяся штукатурка, грубые пристройки, на карнизе росли деревья. С 2007 г. по инициативе врачей и пациентов больницы храм восстанавливается. С 2010 г. в нем регулярно совершаются богослужения.

Последней точкой маршрута паломнической группы стала церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского при бывшем Комиссаровском техническом училище. Храм был сооружен как домовая церковь при ремесленной школе, созданной в 1865 г. для малообеспеченных детей крупным российским предпринимателем и меценатом П. И. Губониным и инженером Х. Х. Мейном. В 1866 г., через год после покушения на императора Александра II террористом Каракозовым, школа стала называться Комиссаровской по имени О. И. Комиссарова, спасшего Государя. Интерьер храма отличался изысканной лепниной на сводах, потолках и стенах. Резной дубовый иконостас был выполнен в классическом стиле. Стены алтаря и подкупольной части церкви были отделаны частично сохранившимся до настоящего времени искусственным мрамором голубовато-серого и розового цветов. В 1930-е годы купол храма снесли, крест сбили, иконостас, алтарь и внутреннее убранство уничтожили. В церкви устроили столовую для курсантов, а из алтаря сделали посудомоечную. Верующим церковь была возвращена только в 2015 г.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх