Новости

13 сентября 2016

Паломничество по Москве: От Лубянки до Охотного ряда

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Лубянка» до метро «Охотный ряд».

Паломническая группа посетила храм святого великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, что на Лубянке. Приход церкви известен с 1460-х гг. Местность, в которой возник храм, получила свое название от профессионального занятия основного населения слободы — воинов, вооруженных луками. Лучники были важной частью стрелецкого войска. Существующее здание церкви построено в середине XIX в. архитектором Н. В. Дмитриевым. В конце XIX века в этом храме служил в сане диакона святой праведный Алексий Московский (Мечев). В 2000 г. был прославлен в лике священномучеников последний настоятель церкви, протоиерей Владимир Проферансов, служивший в ней до закрытия в 1932 г. В советское время в храме располагались общежитие НКВД, обувная мастерская КГБ, у стен церкви была построена электрическая подстанция. В 1993 г. здание храма в аварийном состоянии было передано Церкви, здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Паломники осмотрели церковь и поклонились ее святыням.

В храме святителя Николая в Кленниках паломники помолились перед святыми иконами и поклонились мощам святого праведного Алексия Московского (Мечева). Никольская церковь, памятник архитектуры XVIIXVIII веков, находится на улице Маросейка. Это название появилось от находившегося на углу с Большим Златоустинским переулком Малороссийского подворья — представительского учреждения для официальных лиц, приезжавших с Украины. В дальнейшем длинное для московской речи слово «Малоросейка» преобразилось в «Маросейку». Восточная часть Белого города начала застраиваться к концу ХV века. При Иоанне III здесь были возведены Пушечный двор с Кузнецкой слободой, Златоустовский монастырь, стали селиться выведенные из Новгорода и Пскова семьи знати. Между Стромынской дорогой и рекой Яузой устраивались великокняжеские сады. Названия первых церквей имели прибавления, связанные с характером местности: «на бору», «в дебрях», «под сосенками» и т. п. По сохранившемуся устному преданию, на том месте, где теперь находится церковь, в старину была кленовая роща. В конце ХIХ века настоятелем храма святителя Николая в Кленниках стал протоиерей Алексий Мечев, ныне причисленный к лику святых праведных и почитаемый всем православным миром. Он создал общину, где его духовные чада безвозмездно трудились алтарниками, регентами, певчими, пекли просфоры, читали Псалтирь, занимались уборкой и благоукрашением храма и др. Самим отцом Алексием и другим духовенством маросейского храма велись занятия по изучению богослужения, организовывались паломничества. После кончины святого праведного Алексия (†1923) его дело продолжил сын, святой священномученик Сергий Мечев. Никольский храм в 1932 г. закрыли, а в 1990 г. он был возвращен Церкви. Первым настоятелем после открытия храма стал протоиерей Александр Куликов (1933–2009), с 2011 г. настоятелем назначен протоиерей Николай Важнов (в 1990–1993 гг. он был первым директором Илие-Обыденской воскресной школы).

Паломники осмотрели место, где находился разрушенный в советское время монастырь святителя Иоанна Златоуста, по имени которого получили название Златоустинские переулки. Расположенный вблизи Маросейки Петроверигский переулок поименован по Петроверигской церкви, упраздненной в результате разрушений 1812 г. Место престола было отмечено специальным памятником, уничтоженным в 1923 г.

Группа паломников посетила храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, названный так по приделу. Основной престол этой церкви посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного, другой придел — святителю Николаю Чудотворцу. Приход церкви известен с 1625 г. Современное здание трехпрестольного Космодамианского храма было построено в 1803 г. архитектором М. Ф. Казаковым. В советское время церковь была закрыта.

Затем паломники осмотрели место, где раньше находился храм Успения Божией Матери на Покровке. Эту церковь называли «восьмым чудом света». Деревянный храм известен с 1511 г., последний каменный был построен в 1696–1699 гг. Высокая церковь, по мнению некоторых исследователей, знаменовала собой один из семи священных холмов Москвы. Василий Баженов считал ее одной из красивейших в Москве, Наполеон называл ее «русским Нотр-Дамом», ее особенно любил Достоевский. В 1935 г. Успенский храм был уничтожен по личному распоряжению Кагановича.

Следующим местом паломничества стал храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. Он впервые упоминается в 1547 г. как церковь святого Василия. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1861 г. архитектором М. Д. Быковским. Церковь была закрыта в 1929 г. Сейчас здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Паломники приложились к иконе Божией Матери «Трех Радостей», преподобного Давида Гареджийского и другим святыням.

Паломники осмотрели храм Святой Троицы в Хохлах, построенный в 1657 г. на деньги Е. А. Чириковой, вдовы царского окольничего, в память о рано скончавшейся любимой дочери Неонилле.

Следующей точкой маршрута стала церковь Трех святителей на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Современное здание двухэтажного трехпрестольного храма было построено в 1674 г.

Группа посетила храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. «Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIVXV вв. стали разводить сады. Возведение первой церкви относят к началу XV в. При великом князе Василии Ивановиче III на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) был построен новый каменный. Современное здание церкви возвели в 1680 г.

Паломники побывали в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Они присутствовали на вечернем богослужении в монастырском соборе (главный его престол устроен в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, придельный престол — в честь Рождества святителя Николая Чудотворца), освященном в декабре 2014 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Исторические предания чаще всего связывают основание обители с рождением первого русского царя — Иоанна Васильевича IV. Иван Грозный родился 25 августа и праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Часто посещали и щедро одаривали монастырь первые цари из династии Романовых. После пожара 1812 г. обитель была упразднена. В 1860–1879 гг. монастырь отстроили заново по проекту М. Д. Быковского. В 1918 г. обитель закрыли, здесь располагался Ивановский концентрационный лагерь. Монахинь выселили, часть из них была арестована и отправлена по этапу в Казахстан. В 2002 г. обитель была возрождена.

Группа побывала в храме Всех святых на Кулишках, который был воздвигнут в княжение святого благоверного великого князя Димитрия Донского в память об одержанной над татаро-монгольскими полчищами победе на Куликовом поле.

Далее паломники осмотрели возрожденный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи на Варварке. Церковь была построена в 1741 г. на фундаменте более древнего храма. Еще недавно она стояла без купола, а колокольня была без третьего яруса. Сейчас ремонтно-восстановительные работы продолжаются, но уже сверкают купола, и строительные леса с верхней части храма сняты.

Поблизости находится церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Этот очень красивый храм, возведенный в 1650 г., к сожалению, застроен административными зданиями. Рядом с ним расположены палаты Симона Ушакова — царского иконописца. Одна из икон его письма — Спас Нерукотворный — находится в Илие-Обыденном храме, справа от Царских врат.

Паломники осмотрели храмы Зарядья. В древности этот район располагался относительно Кремля за торговыми рядами. Церковь Варвары Великомученицы на Варварке, давшая название одной из старейших улиц Москвы, была построена на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» — купцов, выходцев из Сурожа. Новый храм в стиле зрелого московского классицизма воздвигли в 1804 г. по проекту Родиона Казакова на старом алевизовском фундаменте. Во второй половине ХIV в. на том месте, где сейчас стоит храм Максима Блаженного (Максима Исповедника), была деревянная церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1434 г. в усыпальнице этого храма был похоронен известный московский юродивый Максим Блаженный. В 1568-м году вместо деревянной церкви был возведен белокаменный храм и освящен в честь преподобного Максима Исповедника, святого покровителя упокоенного здесь блаженного Максима. В 1676 г. церковь горела и была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью будущего императора Петра I. В 1698 г. два купца построили нынешнее здание храма, который упоминается уже под именем церкви Максима Блаженного. В 1920-х годах здесь служил регентом будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971–1990 гг.). Церковь святого великомученика Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе (поселение псковичей, переселенных великим князем Василием III в начале XVI века) была построена в 1657 г. Эти храмы были закрыты в советское время, сейчас они имеют статус Патриаршего подворья храмов Зарядья.

Паломникам повезло — был открыт проход к храму святителя Николая Мирликийского «Красный Звон». Название церковь получила от необыкновенно красивого звона своих колоколов. В 1561 г. был построен первый каменный храм, который в дальнейшем неоднократно перестраивался. В 1927 г. церковь закрыли. В 1967 г. окна заложили кирпичом, помещение забетонировали и установили в нем электроподстанцию. В 1991 г. храм вернули Церкви.

Далее паломники направились к церкви Илии пророка на Ильинке, это древнейшая из сохранившихся церквей Китай-города. Она была построена в 1518-20 гг., вероятно, как главный храм Ильинского монастыря. Улица, после возведения каменной церкви, стала называться Ильинкой. Храм с XVII в. при Новгородском подворье, с середины XIX в. — встроен в здание Теплых рядов.

Следующим местом паломничества стал собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (св. Василия Блаженного) — выдающийся памятник русского зодчества. Он был построен царем Иваном Грозным в 1555–1561 гг. в память покорения Казани (1552 г.) на месте временной деревянной церкви. В 1929 г. собор закрыли. В 1930-х гг. его подготовили к сносу, поскольку он мешал парадам. Но храм был спасен от уничтожения выдающимся архитектором-реставратором П. Д. Барановским (1892–1984 гг.). Богослужения в соборе возобновились в 1991 г.

Затем группа направилась к восстановленному Казанскому собору на Красной площади. Храм-памятник был возведен в 1636 г. на вклад князя Дмитрия Пожарского в благодарность Богу за победу над поляками в 1612 г. Церковь закрыли в 1930 г., а в 1936 г. ее снесли. В 1990–1993 гг. собор восстановили в древних формах.

Последней точкой маршрута стала Иверская часовня у Воскресенских ворот (разделяющих Красную и Манежную площади), приписанная к храму Богоявления бывшего Богоявленского монастыря. Она была построена в честь чудотворной Иверской иконы Божией Матери — списка с иконы Вратарницы, хранящейся в монастыре на Святой Горе Афон в Греции. Этот список был доставлен в Россию в 1614 г. и находился сначала в Валдайском Иверском монастыре. В 1669 г. икону перевезли в Москву. До 1782 г. она оставалась в Никольском греческом монастыре, рядом с Кремлем, а затем, по окончании строительства часовни, заняла приготовленное ей место. В советское время часовню закрыли, она была возрождена в 1995 г. Учащиеся Илие-Обыденской воскресной школы для взрослых регулярно бывают  в этой часовне на акафистах перед списком с чудотворной иконы Богоматери Вратарницы из Иверского монастыря на горе Афон.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники. Группа благодарит архитектора И. К. Чалова за освещение архитектурных аспектов осмотренных церковных зданий.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх