Новости

11 сентября 2016

Паломничество по Москве: от Шаболовки до Смоленской

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Шаболовская» до метро «Смоленская».

Паломническая группа посетила храм Живоначальной Троицы на Шаболовке. Название урочища «Шаболовка» предположительно происходит от князя Шаболата, который проживал в этой местности. Первую деревянную церковь воздвигли в 1699 г. на земле Данилова монастыря. Современное здание храма, рассчитанное на 1000 молящихся, было построено в 1896 г. архитектором И. В. Никитиным. В 1930-е годы церковь Живоначальной Троицы закрыли по указу атеистической советской власти, разорили, снесли колокольню, помещения приспособили для просмотра кинофильмов и прочей антирелигиозной пропаганды.

Паломники побывали в церкви Ризоположения на Донской. Первый деревянный храм был сооружен на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира — Ризу Господню. Каменная церковь с приделом в честь великомученицы Екатерины на южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного города, в местности, носившей в те времена название «Воробьево Поле», была возведена в 1716 г. В конце 1880-х гг. по проекту А. С. Каминского к трапезной пристроили Яковлевский придел и ризницу. В годы гонений храм не закрывался. Отдельные вопросы истории и святынь этой церкви обыденцам разъяснила ее работница.

Следующим местом паломничества стали больничные церкви Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, (первоначально освящена в честь Козельщанской иконы Божией Матери) при ЦКБ святителя Алексия. В начале XX века на средства купеческой семьи Медведниковых здесь были выстроены Пятая градская больница и богадельня по проекту С. У. Соловьева. Ансамбль Медведниковских строений Соловьев спроектировал как образ древнего города. Три разновеликих 2-х и 3-х этажных корпуса с примыкающими к ним храмами и отдельно стоящей часовней смотрелись очень живописно. Архитектор придал фасадам декор псковских храмов и псковских Поганкиных палат. Очень оригинально была выполнена ограда: круглые щиты, над которыми высятся пики воинов, и шлемовидные навершия невидимых воинов незримо охраняют территорию. По эскизам Соловьева были расписаны храмы и выполнены мозаики и фасадная керамика. Над всеми входами были укреплены мозаичные изображения святого великомученика Георгия Победоносца — покровителя Москвы. В 1903 г. состоялось освящение учреждений им. И. и А. Медведниковых — богадельни на 60 человек и больницы на 150 человек, в каждой из которых имелась своя церковь с небольшими куполами и звонницами. Домовые храмы освятили в 1904 г. В настоящее время в Алексеевском храме проводятся реставрационные работы, для посещения открыта Тихвинская церковь.

Паломники посетили еще один больничный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» при Первой ГКБ имени Н. И. Пирогова. В XIX веке церковь соединяла два помещения суконной фабрики Титова, в 1866 г. весь комплекс зданий приобрел князь Щербатов и открыл в нем временную больницу (с 1878 г. — Вторая градская больница). Сейчас нижний храм является крестильным, в верхнем ведутся работы по росписи стен и сводов.

Большое впечатление на паломников произвело богатство интерьера (кольцевая ионическая колоннада из искусственного мрамора теплого розового и холодного серо-зеленого цветов и др.) храма благоверного царевича Димитрия при Первой ГКБ. Церковь была построена (архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, роспись — Скотти) в конце XVIII века вместе с больницей и освящена в 1801 г. в честь царевича Димитрия, который был святым покровителем основателя больницы, русского посла в Вене Д. М. Голицына. В годы гонений храм был закрыт для богослужений и передан в ведение больницы, он использовался под стoловую. В 1990 г. был учрежден и получил юридическую регистрацию приход храма царевича Димитрия.

Далее паломники проследовали к новому Казанскому храму у Калужских ворот. Здесь издавна находились стрелецкие слободы. В 1694 г. на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили церковь Казанской Богоматери, что на Житном дворе. Казанским храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О церкви напоминает Казанский переулок, а о дворе, где хранилось зерно, — Житная улица. Храм многократно перестраивался. Огромное церковное здание по проекту Н. В. Никитина было воздвигнуто в 1886 г. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом — памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». Церковь закрыли в 1927 г., здесь оборудовали кинотеатр «Авангард». Храм взорвали в 1972 г. Его снос стал частью программы благоустройства предполагаемого маршрута американского президента Р. Никсона, которого ждали в Москву с визитом. Вместе с церковью уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанского храма было застроено административным зданием МВД СССР.

Следующей точкой маршрута паломничества стала Никольская церковь в Хамовниках. Первое упоминание о деревянном храме, находившемся в слободе ткачей (их называли хамовниками — от слова «хамьян», названия ткани, которую они производили), относится к 1625 г. В 1657 г. он был уже каменный. Ныне существующая церковь построена в 1682 г. несколько в стороне от первоначальной. В 1872 г. был освящен придел во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных». Копия иконы из бывшего Одрина монастыря на Орловщине (1848 г.) является главной святыней храма. В советские годы церковь не закрывалась.

Далее путь паломников лежал к храму Архангела Михаила на Девичьем поле. Большая пятишатровая церковь была построена в 1894–1897 гг. как главный храм Клинического городка Московского университета на Девичьем поле (архитекторы А. Ф. Мейснер и А. А. Никифоров). Он стал домовой церковью для всех клиник на Девичьем поле, а прихожанами его были врачи, обслуживающий персонал, больные и студенты, а также жители прилегающих улиц. В 1931 г. храм закрыли. В 1990 г. приход был возрожден и получил юридическую регистрацию.

Паломники побывали в храме Воздвижения Креста на Чистом Вражке. Первоначально овраг, куда свозили навоз из Новоконюшенного государева двора, стоявшего у Девичьего поля, назывался Пометным. Позже его очистили и переименовали. Каменный Крестовоздвиженский храм воздвигли в 1658 г. Сохранившееся до наших дней здание трехпрестольной церкви построено в 1895 г. Здесь в 1901 г. состоялось венчание А. П. Чехова с О. Л. Книппер.

Последней точкой маршрута стал храм святителя Николая на Щепах. В XVII веке здесь располагался Государев дровяной щепной двор, поставлявший срубы для дворцовых построек. Приход храма известен с 1649 г., здание трехпрестольного храма возведено в 1686 г.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх