Новости

30 августа 2016

Паломничество по Москве: от Красносельской до Красных ворот

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Красносельская» до метро «Красные ворота».

 

Паломническая группа посетила древнейшую в Москве женскую обитель — Алексеевский монастырь. Он был основан святителем московским Алексием около 1360 г. в урочище Остожье (ныне улица Остоженка). В обители была возведена церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия, святого покровителя святителя в монашестве. После разорения Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г. обитель перенесли в более безопасное место, ближе к Кремлю (туда, где ныне находится Храм Христа Спасителя). На старом месте осталась часть сестер, не пожелавших его покинуть (здесь между 1584 и 1585 гг. был устроен Зачатьевский монастырь).

В 1837 г. при участии святителя Филарета, митрополита Московского, обитель переместилась в Красное село. Монашествующие торжественным крестным ходом с чтимыми монастырскими святынями проследовали в Крестовоздвиженскую церковь (сейчас ее занимает Институт рыбного хозяйства и океанографии, храм оказался встроенным в здание института). В 1853 г. воздвигли новую каменную церковь во имя Алексия, человека Божия. В 1891 г. был построен монастырский храм в честь Всех святых. В 1924-1925 гг. храмы Всех святых и преподобного Алексия были закрыты. В 1929 г. ликвидировали монастырское кладбище (могилы осквернялись, мраморные памятники вывозились на продажу). Родственникам было запрещено переносить прах своих похороненных близких. Накануне Рождества 1931 г. всех оставшихся в монастыре сестер арестовали и выслали в Казахстан или на Север, многих из них расстреляли. В хрущевские времена на месте монастырского кладбища был устроен пионерский парк, сейчас через это место прошло Третье транспортное кольцо. Алексеевский монастырь был возрожден в 2013 г. Паломники побывали в Алексеевском храме, помолились на службе иконе Божией Матери «Всецарица» в церкви Всех святых, в поисках Крестовоздвиженской церкви обошли Институт рыбного хозяйства и океанографии, осмотрели близлежащее здание домового храма Иосифа Обручника и богадельни Геер, основанной в 1894 г. вдовой бывшего швейцарского консула Иосифа Николаевича Геера.

Паломники побывали на окончании службы в честь мучеников Флора и Лавра в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе и получили благословение настоятеля храма, известного протоиерея Валентина Асмуса. Красное село известно с начала XV века как одно из крупнейших предместий средневековой Москвы, а его пруд, давший название всей местности, за свою живописность именовался Красным, то есть красивым (был засыпан в начале ХХ века). Приход Покровской церкви упоминается с 1625 г., современное здание трехпрестольного храма было построено в 1701 г

Следующим местом паломничества стал Богоявленский кафедральный соборчто в селе Елохове. Приход храма известен с 1698 г., современное здание собора построено в 1845 г. Высота церкви от фундамента до креста центрального купола составляет 56 м, в соборе могут молиться до трех тысяч верующих. В 1945 г. храм получил статус Патриаршего собора. Здесь проходила интронизация Патриархов Московских и всея Руси: Сергия, Алексия I, Пимена, Алексия II. В соборе погребены предстоятели нашей Церкви Сергий и Алексий II. В храме находятся рака с мощами святителя Алексия Московского, список Казанского образа Божией Матери и многие другие святыни.

Недалеко от Елоховского собора, в Посланниковом переулке (здесь в середине XVIII в. жил прусский посланник фон Мардфе), находится церковь во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа при бывшем Епархиальном училище. В Елохове и соседнем Покровском издавна было сосредоточено свечное производство. В 1899 г. к зданию Московского епархиального церковно-свечного завода была сделана пристройка, в которой на первом этаже открыли училище, а на втором этаже освятили домовый храм во имя святителей Московских. После 1917 г. его закрыли, в 2006 г. вернули Церкви.

Паломническая группа осмотрела храм великомученицы Ирины в Покровском. С XIV в. вдоль Покровской дороги начали заселять окрестности и возводить православные храмы. Село Покровское образовалось в это время под названием Рубцово, так как Рубцовы были его первыми владельцами (по другой версии, название произошло от слова «рубец» — рана от удара мечем, сюда привозили раненых воинов, защищавших Заяузье от иноземных интервентов). В 1586 г. эта территория перешла во владение к Федору Никитичу Романову, а название села со временем стало Покровское. В 1635 г. в Никольской церкви села Покровского был освящен придельный храм в честь великомученицы Ирины, покровительницы дочери царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны — Ирины Михайловны, которая родилась в Покровском и была первенцем царской четы. Современное здание трехпрестольного храма с колокольней построено в 1794 г. В 1890 г. церковь перестраивалась архитектором П. П. Зарудным. В 1927 г. ее закрыли. В советское время храм был занят клубом ворошиловских стрелков, заводом, базой и в 1992 г. возвращен Церкви. В 2013 г. здесь было открыто Представительство Белорусского Экзархата в России.

Следующим местом паломничества стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, возведенная царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 г. Каменный храм был построен в 1626 г. и в силу своего расположения в государевой усадьбе получил статус собора. Он является памятником русской воинской славы, свидетельством окончания смуты и возрождения нашего Отечества. В 1870 г. при церкви была учреждена Московская епархиальная Владычне-Покровская община сестер милосердия. Ее учредительницей и первой начальницей общины была игумения Митрофания (в миру Прасковья Григорьевна фон Розен), а покровительницей — императрица Мария Александровна. В 1907–1920 гг. возглавляла общину схиигумения Фамарь (Марджанова). Здесь действовали действовали больницы, амбулатория, аптека, шестиклассная общеобразовательная школа, фельдшерские курсы, детский приют, дом призрения, школа шелководства. К началу 1917 г. в Покровской общине состояло 247 человек из числа мантийных монахинь, послушниц, сестер милосердия. В 1934 г. храм закрыли, а в 1992 г. он был возвращен Церкви.

По соседству с Покровским храмом находится церковь святого благоверного князя Александра Невского при бывшей Покровской богадельне, построенный в 1858 г. В 1915 г. в Покровско-Мещанской богадельне для престарелых и неспособных к труду мещан, содержались до 1100 мужчин и женщин. При богадельне действовала Александро-Мариинская мужская и женская школы. Ныне сохранился почти весь комплекс бывшей богадельни, закрытой в 1920-х годах.

  

Напротив Покровской богадельни расположена церковь святителя Николая в Покровском. Дата постройки первой деревянной церкви не известна, первый каменный храм был выстроен в 1766 г. В 1920-е годы настоятелем храма священномучеником протоиереем Сергием Голощаповым при церкви было организовано что-то вроде духовной школы для прихожан, где отец Сергий в доступной форме разъяснял Священное Писание, смысл церковных служб, учил духовному хоровому пению. В 1922 г. в храм был назначен священник Георгий Горев, который создал в приходе Николо-Покровское сестричество, просуществовавшее до 1930 г. Сестры поддерживали порядок и чистоту в храме, ежедневно пели на службах, навещали больных прихожан. Примером для отца Георгия и Николо-Покровских сестер всегда служили духовный настрой и внутренний распорядок, заведенный в храме святителя Николая в Кленниках у святого праведного отца Алексия Мечева. В сонме новомучеников — последний священнослужитель храма протоиерей Павел Ансимов и протоиерей Александр Буравцев. В 1931 г. советская власть церковь закрыла, в 1992 г. приход был возрожден.

Паломники осмотрели храм Вознесения Господня на Гороховом поле, известный с начала XVII века, со времени царя Михаила Федоровича Романова. Название местности произошло от когда-то располагавшегося здесь Казенного горохового поля. Современное здание церкви построено в 1793 г. архитектором М. Ф. Казаковым, оно является редким и лучшим образцом раннего московского классицизма. В память об упраздненном Екатериной II в 1789 г. Моисеевском монастыре на Манежной площади, из кирпичей которого возвели Вознесенский храм, в нем был устроен придел пророка Моисея Боговидца. Другой придел был посвящен святителю Николаю, святому покровителю основного вкладчика средств в строительство церкви Николая Никитича Демидова. В храме в более поздние времена служил дьяконом и потом священником известный собиратель архивных документов по истории московских церквей Г. И. Холмогоров. При советской власти в 1933 г. церковь закрыли. В переданное под клуб аэродинамического института здание храма в 1941 г. в попала авиабомба, повредившая купол. В 1992 г. храм передали Церкви.  

Следующим местом паломничества стала церковь великомученика Никиты на Старой Басманной, названная так по своему приделу. Главный престол посвящен Владимирской иконе Божией Матери. Происхождение названия Басманной слободы связывают с тем, что здесь жили царские пекари, которые выпекали для царского и патриаршего двора «басманы» — мерный хлеб строго определенного размера или же с фигурами на верхней корочке, то есть с дворцовым клеймом, басманом. Вторая версия гласит, что басманниками были ремесленники, занимавшиеся художественным тиснением на коже или металле. Еще есть мнение, что поскольку «басмой» именовалась в древности ханская грамота с вытисненной печатью, то позднее под этим словом понимали рельефные изображение или клеймо, которые могли наноситься и на хлеб, и на кожу, и на металл. В 1469 г. в Басманной слободе родился святой Василий Блаженный. Приход храма великомученика Никиты известен с 1517 г. Этот один из древнейших московских храмов основан великим князем Василием III. На Старой Басманной стоял его путевой дворец, который частично сохранился в наши дни. Первый каменный Владимирский храм на месте деревянного был построен в 1685 г. Современное здание храма возведено в 1745 г. лучшим московским архитектором эпохи елизаветинского барокко Д. В. Ухтомским. В начале XX века в Никитском храме служил знаменитый протодиакон Михаил Холмогоров. В 1933 г. церковь закрыли, барочное убранство было уничтожено. В 1990 г. храм передали Богоявленскому собору в качестве приписного.

Далее путь паломников лежал к храму святых апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе. Эта слобода возникла не ранее 1640-х годов. Сначала она называлась Капитанской, т. к. здесь были выделены земли предводителям стрелецких сотен. Приход храма известен с 1692 г. Возведение современного каменного здания церкви (предположительно, архитектор И. Зарудный) началось в 1705 г. по эскизу императора Петра I на пожертвованные им же деньги. В 1714 г. Петр I издал указ о запрещении каменного строительства в Москве в связи с переносом столицы в Петербург и необходимостью его быстрой застройки. Храм удалось возвести только к 1723 г. В XIX в. здесь строительством богадельни и реконструкцией колокольни занимался архитектор А. Каминский. После революции в крипте церкви Петра и Павла некоторое время продолжала свою работу Московская Духовная Академия. Храм закрыли в 1935 г. В советское время в церкви расположился НИИ и стоял мощный компьютер марки БЭСМ-6. В 1994 г. храм вернули Церкви.

Последней точкой маршрута стал поклонный крест на месте, где находилась разрушенная церковь Трех святителей у Красных ворот, построенных деревянными впервые при Петре I в честь побед, одержанных в Северной войне. Новые каменные ворота сооружены в 1757 г. архитектором Д. В. Ухтомским. С середины XVIII века эти ворота стали именоваться Красными, не только потому, что были красивыми, но и потому, что вели в подмосковное Красное село. В 1927 г. (после дорогостоящей реставрации 1926 г.) их снесли «в целях разгрузки уличного движения». Приход Трехсвятительского храма известен с 1635 г. Здесь находилась дворцовая Огородная слобода, где стояли дворы царских огородников и сами огороды. Трехсвятительская церковь называлась «что в Старых Огородниках». Каменный храм был построен в 1699 г. В середине XVIII столетия появилась и новая красивая колокольня. В те годы эта местность уже становилась парадной, так как при государе Петре I царская дорога переместилась с Покровки на Мясницкую, которая стала вести в Немецкую слободу. В 1814 г. в этом храме крестили М. Ю. Лермонтова. На месте дома, где родился поэт, в 1953 г. возвели высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого устроили северный выход из метро «Красные ворота». В 1927 г. вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для «улучшения» автомобильного движения. Резной барочный иконостас 1705 года работы царских мастеров был передан в церковь мученика Иоанна Воина на Якиманке.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т.В. Качала

Наверх