Новости

18 августа 2016

Паломничество по Москве: от Римской до Китай-города

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Римская» до метро «Китай-город».

Паломники побывали в церкви Василия Исповедника у Рогожской Заставы. В 1742 г. в Москве был учрежден Камер-Коллежский вал как таможенная граница города. В местах пересечения вала с дорогами, ведущими к Москве, были устроены заставы, использовавшиеся как места проверки грузов, ввозимых в город. В 1754 г. таможенные функции застав были отменены, но сохранены полицейские посты внутреннего паспортного контроля. В 1852 г. заставы были ликвидированы. В конце XIX века на месте Рогожской заставы образовался рабочий поселок Новая Деревня, где проживал ремесленный и рабочий люд. В 1890 г. начала работу первая мартеновская печь завода Гужона, известного сейчас под названием «Серп и молот». У многочисленных жителей Новой Деревни не было своего храма, они были приписаны к приходу села Карачарова. Решению этой проблемы помогли братья Бахрушины (Василий, Павел и Александр), которые построили здесь один из самых крупных храмов столицы, вмещающий около 3000 человек. Престолы храма освятили во имя небесных покровителей братьев-меценатов. Устройство и украшение церкви обошлось Бахрушиным более чем в 150 тысяч рублей. Рядом с основным зданием храма была пристроена высокая трехъярусная колокольня, самый большой колокол которой весил 11 тонн. Храм формально был закрыт советской властью в 1935 г. Возможно, особая прочность постройки спасла ее от сноса. Но все, что выдавало в церкви ее истинное предназначение, было уничтожено: колокольню сломали до первого яруса, купол, главу и крест снесли. Здание было превращено в трехэтажное и отдано партийному архиву. С 1999 г. и до сих пор в храме ведутся восстановительные работы.

Группа посетила один из наиболее древних монастырей, дошедших до наших дней, — Спасо-Андроников, основанный по благословению митрополита Московского Алексия. Первым настоятелем обители был ученик преподобного Сергия Радонежского Андроник. Сегодня в монастырских стенах расположен государственный Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева, учрежденный в 1947 г. усилиями архитектора-реставратора П. Д. Барановского. Экспозиции музея занимают здание бывшего храма Михаила Архангела. Верующим передан только белокаменный Спасский собор, построенный в 1420 г. В его росписи принимал участие иконописец Андрей Рублев. Советская власть упразднила обитель в 1918 г. На ее территории до 1922 г. находился один из первых лагерей ВЧК, затем располагались колония для беспризорников, общежитие для рабочих, учреждения Наркомата обороны. В 1930 г. монастырскую колокольню, которая была построена по проекту Родиона Казакова и являлась одной из самых высоких в Москве (около 80 метров), разобрали на кирпичи. На месте монастырского кладбища была устроена футбольная площадка. До наших дней дошли лишь отдельные надгробия древнего монастырского некрополя.

Паломники побывали в часовне Спасо-Андроникового монастыря «Проща». Словом «Проща» раньше называли все часовни, возводимые у городских застав в память о знатных путниках, покидающих слободу. В месте, где находится часовня, располагалась Рогожская застава, и, по преданию, в 1365 году здесь произошло прощание преподобного Сергия, шедшего по поручению митрополита в Нижний Новгород, с его учеником — преподобным Андроником, который и возвел эту часовню в XIV веке. В XIX столетии часовня была перестроена в камне в русском стиле.

Следующим местом паломничества стала церковь преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Издавна местность, окружающая храм, именовалась Рогожкой или Рогожской Ямской слободой. Здесь, на левом берегу Яузы, вдоль Владимирского тракта (Владимирской дороги, или Владимирки, современного шоссе Энтузиастов) стали селиться ямщики, занимавшиеся «ямской гоньбой» (доставкой государевой почты) и перевозками товаров из Москвы в село Старый Рогожский Ям (село Рогожа, город Богородск с 1781 г., город Ногинск в советское время). Село Рогожа получило название от одноименной речки и происходит от слова «рогожа» (хозяйственная ткань, изготавливаемая из волокон рогозы — болотного растения, произраставшего в местной реке). Эта ткань использовалась для изготовления веревок, ковриков, курток, поясов. Слово «ямъ» переводится с тюркского как почтовый двор. Слободой (свободным поселением с местным выборным самоуправлением) в XIIXVI веках именовались села, жители которых освобождались от государственных повинностей. В таких слободах проживало население, из поколения в поколение профессионально занимавшееся одним и тем же видом деятельности, — своего рода артели, обеспеченные постоянным госзаказом. Ямщики считались госслужащими, проживали в своих слободах, по наследству получали надел земли, при этом освобождались от налогов, сборов, податей и повинностей. В слободе также торговали рогожами и сеном. Первый деревянный храм преподобного Сергия Радонежского был построен в Рогожской Ямской слободе в начале XVII века. После пожара 1812 г. церковь была возведена в 1818 г. Свой окончательный вид храм получил после реконструкции 1834–1838 гг. Современная трехъярусная колокольня построена в 1864 г. По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон церковь могла соперничать с соборами Московского Кремля. В приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Храму оказывали поддержку и московские власти, которые были заинтересованы в приближении старообрядцев к Православной Церкви и поэтому следившие за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами, были богато украшены. В Сергиевской церкви пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве, для которого были изготовлены специальные ноты. Советская власть закрыла храм в 1938 г. Древние иконы были разрублены и сожжены, так же как и ноты для слепых. В 1990 г. храм вернули Церкви, сейчас там продолжаются восстановительные работы.

По Николоямской улице (названа по стоявшей здесь Никольской церкви, разрушенной в разгар хрущевской оттепели в 1959 г.) паломники прошли к возрождаемому храму святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе. Одно из преданий гласит, что церковь возведена там, где некогда поселился Московский первосвятитель, чтобы наблюдать за строительством Андроникова монастыря. По иной версии, на этом месте останавливался преподобный Сергий, также следивший за ходом строительства обители, в которой игуменом был его ученик Андроник. Приход храма известен в XVII века. Современное здание храма построено в середине XVIII века архитектором Дмитрием Ухтомским. До революции эту церковь считали лучшим и классическим образцом елизаветинского барокко. Главный престол храма освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Группа осмотрела церковь святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, (Вознесения Господня) в Алексеевской Слободе. Этот огромный храм соборного типа был построен известным московским архитектором Родионом Казаковым в 1798 г. на средства богатейшего московского купца-чаеторговца В. Я. Жигарева. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья. Церковь недавно архитектурно отреставрирована под период своего создания и ныне имеет 6 престолов. При этом храме находится управление и административный секретариат Центрального и Южного викариатств г. Москвы..

Паломники побывали в не закрывавшейся в советское время церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (здесь с 1948 г. находится подворье Болгарской Православной Церкви). Каменный Успенский храм был построен местными гончарами в 1654 г. В XVII веке в Гончарной слободе жил известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Его полихромные изразцы украшают придел и трапезную храма. Здесь паломники приложились к чтимой иконе Божией Матери «Троеручица». Рядом с Успенским располагается приписной храм святителя Николая на Болвановке.

Затем группа проследовала к церкви святителя Николая в Котельниках. Первое упоминание о храме относится к 1547 г. В конце XVII века, в связи с упразднением ремесленных слобод и расформированием стрелецких, Таганский холм стал привлекать к себе внимание состоятельных купцов. «Для остановок по торговым и казенным делам» здесь приобрели собственность богатейшие солепромышленники России Строгановы. Они в 1688 г. полностью обновили храм в Котельниках и устроили в нем новый придел в честь свв. прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Современное здание церкви построено в стиле ампир в 1824 г. по проекту известного архитектора Осипа Бове на средства князя Сергея Михайловича Голицына. Храм в советское время был закрыт, в 1992 г. — возрожден, в 1999 г. при нем учредили подворье Православной Церкви в Чешских землях и Словакии.

Паломники посетили подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря с храмом святого Никиты Мученика, что на Швивой (Вшивой) горке (по одной из версий название происходит от слова «ушь» — колючая, тернистая, сорная трава, «ушивая» – поросшая терновником, ключей травой). Первое упоминание о церкви относится к 1476 г. Существующий ныне каменный храм был построен в 1595 г.

Группа осмотрела храм преподобного Симеона Столпника за Яузой. Деревянная церковь была построена в 1600 г. в ознаменование венчания на царство Бориса Годунова. Современное здание храма в стиле классицизма возводилось в 1792–1812 гг. на средства С. П. Васильева и владельца горно-металлургических заводов И. Р. Баташева. Автором проекта мог быть архитектор Родион Казаков. В советские годы церковь закрыли, главный объем храма разделили на 7 этажей, были пробиты дополнительные окна. Храм вернули Церкви в 1993 г., в нем продолжаются ремонтно-восстановительные работы.

Следующим местом паломничества стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. Приход храма образовался на месте разрушенного в Смутное время в 1611 г. Покровского Лыщикова монастыря. Каменная Покровская церковь была построена в 1696 г. В советское время храм не закрывался. Сейчас в нем находятся мощи священноисповедника Романа Медведя.

В Серебряническом переулке паломники осмотрели церковь Святой Троицы в Серебряниках с высокой колокольней, в которой находится храм Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. В XVII веке здесь появляется Государев Денежный двор, на котором чеканилась серебряная монета. Вокруг проживали соответствующие мастера, именовавшиеся серебряниками. В 1657 г. здесь известна уже каменная церковь. В 1764–1768 гг. на средства владельца соседней полотняной фабрики Афанасия Гончарова (прапрадеда Натальи Гончаровой), чья усадьба рядом с церковью сохранилась до наших дней, была построена существующая колокольня. Это один из последних по времени примеров использования стиля барокко в церковном зодчестве Москвы.

По улице Солянке мимо красивого, в стиле русского ампира, здания Опекунского совета и ворот Воспитательного дома паломники прошли к храму Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, что на Стрелке, который находится в пользовании аланской (осетинской) диаспоры. Рядом с ним установлен памятник жертвам трагедии в Беслане в 2004 г

Путешествие закончилось у храма Всех святых на Кулишках, который был воздвигнут в княжение святого благоверного великого князя Димитрия Донского, в память об одержанной на Куликовом поле победе над татаро-монгольскими полчищами. Около этого храма было древнее захоронение русских воинов, погибших в Куликовской битве. Сейчас храм Всех святых на Кулишках является подворьем Александрийского Патриархата.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т.В. Качала.

Наверх