Новости

17 июля 2016

Паломничество на юго-восток Московской епархии

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы посетили святые места Серебряно-Прудского и Озерского благочиннических округов.

Каноническая территория Русской Православной Церкви необычайно богата святыми местами и достопримечательностями духовного характера, не говоря уже о прочих предметах и событиях. Особенно близки для каждого православного христианина святыни его малой родины, где он должен совершать свой жизненный подвиг. И если есть такое желание и делание, то человеку необязательно далеко ездить — здесь, на родной земле, у него будет «и Киев, и Афон, и Иерусалим», как говорили наши мудрые предки.

С другой стороны, и паломничество в далекие края и страны должно совершаться человеком, знакомым с церковными праздниками и житиями святых. Ведь паломники должны знать и петь тропари престольных праздников храмов, которые они посещают, и сугубо чтимых в этих храмах угодников Божиих, особенно если в храме имеются их святые образа и мощи. Благоговейным паломникам, или, как их иначе называли, поклонникам (т. е. направляющимся на поклонение), нужно будет вспоминать поучительные особенности событий и подвигов, запечатленных на иконах и фресках, в посвящениях престолов и названиях местностей. Им надо особенно помнить, что в ХХ веке Русская Церковь просияла множеством новомучеников и исповедников, так что в каждой местности есть теперь десятки, сотни и даже тысячи людей, пострадавших за веру во Христа, прославленных и непрославленных, а также множество еще даже неявленных. С другой стороны, некоторые исповедники дожили до XXI века и, может быть, если будет на то воля Божия, когда-нибудь тоже будут причислены Церковью к лику святых.

И узнавание этого умом и сердцем должно происходить прежде всего в родных местах, что делает возможным особенно крепко и конкретно усвоить душеполезное знание, которым паломник и сам щедро делится со всеми христианами, где бы он ни был, свидетельствуя им о Господе Боге, подвигшем его на паломничество, о Святой Руси и ее Церкви.

Именно поэтому духовники нашей воскресной школы — покойный отец Александр Егоров (+2000) и его преемник, протоиерей Николай Скурат, — объясняли необходимость, благословляли и сами совершали паломничество прежде всего по святым местам Русской Церкви и особенно первопрестольного града и его окрестностей. Из года в год паломники воскресной школы в отпускное время и в свободные выходные дни посещали монастыри и отдельные храмы Москвы и Подмосковья, так что наблюдали этапы постепенного возрождения и благоукрашения этих святынь.

Но распространение православной жизни ныне стало столь грандиозным — сравнительно с концом советского периода, что сейчас мы как бы совершенно заново изучаем святыни Москвы и Подмосковья. В зимний период, когда световой день очень короток, а погода холодная, паломники воскресной школы посещают храмы Москвы и ближнего Подмосковья. А в теплое время и особенно в середине лета предпринимаются дальние подмосковные поездки, имеющие некоторые неудобства и трудности и потому доступные в основном молодежной части воскресной школы.

Совершая очередное такое путешествие, паломническая группа побывала в городском поселении Серебряные Пруды, расположенном на реке Осетр. Это самый удаленный от столицы районный центр Подмосковья. В старину здесь было много болотистых пустырей, которые во время разливов заполнялись водой. Для осушения этих мест крестьяне копали большие пруды (в настоящее время сохранился только один из них).

 

Паломники посетили храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Он находится в центре поселка рядом со зданием администрации. Церковь строилась более ста лет назад на земле, пожертвованной графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым. Кирпич для церкви поставляли Серебряно-Прудский и Дудинский заводы графа Шереметева. Граф распорядился построить храм с приделами святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святой великомученицы Екатерины, но успели освятить только один престол. В 1929 году церковь закрыли, а колокольню разрушили. Долгие годы в храме располагался дом культуры, потом здание забросили, оно медленно разрушалось. Сейчас этот большой храм восстановлен.

Село Серебряные Пруды получило название по фамилии владельца. Оно было вотчиной князя Бориса Васильевича Серебряного-Оболенского (до 1570), затем князей Черкасских (1577–1743) и графов Шереметевых (1743–1917).

Борис Васильевич был последним в роду князей Серебряных. С его смертью род пресекся, село отписали государю. Затем оно было пожаловано боярину князю Борису Канбулатовичу Черкасскому, двоюродному брату жены Иоанна Грозного, царицы Марии Темрюковны. Князь был женат на сестре боярина Федора Никитича Романова, Марфе Никитичне.

От Черкасских к Шереметевым имение Серебряные Пруды перешло как приданое княжны Варвары Алексеевны Черкасской, единственной дочери канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского и княжны Марьи Юрьевны Трубецкой. Граф Петр Борисович Шереметев (1713–1788), строитель знаменитой подмосковной усадьбы Кусково, после женитьбы стал одним из самых богатых людей России. В Серебряных прудах он построил деревянный Никольский храм.

В 1782 г. его сын, граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809), воздвиг новую деревянную церковь в честь святителя Николая с приделом преподобного Сергия Радонежского. В своем подмосковном селе Останкино граф выстроил великолепный дворец.

 

Ныне существующий каменный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца с приделами святителя Димитрия Ростовского и преподобного Сергия Радонежского построен в 1835 г. на средства камергера, графа Дмитрия Николаевича Шереметева (1803–1871).

В 1930-х годах ограду церкви разобрали и из кирпича сделали баню, а перед войной храм закрыли. В войну, по свидетельству местных жителей, здание церкви использовалось немцами под конюшню, затем там какое-то время содержали военнопленных. Сегодня на кованых воротах храма можно увидеть следы пулевой стрельбы. Богослужения возобновили в 1944 г. В Серебряных Прудах жили бабушка и родители маршала Василия Ивановича Чуйкова. Его мать Елизавета Федоровна ездила в Москву к Калинину ходатайствовать, чтобы церковь не разрушали в 1930-х годах, а затем дали разрешение на открытие ее в военное время. К храму была приписана каменная часовня на кладбище.

Обыденские паломники посетили огромный Никольский храм, побывали на могиле родителей маршала. Клирик храма протоиерей Алексий Носков рассказал об истории церкви. Интересно, что в этот воскресный день на территории храма была молодежь поселка, и в неформальной обстановке, прямо на улице, с ними проводили занятие прихожане средних лет.

Поселок Серебряные Пруды — малая родина выдающегося полководца, дважды Героя Советского Союза, маршала Василия Ивановича Чуйкова (1900–1982). Легендарный военачальник командовал 62-й армией, которая прославилась в Сталинградской битве. Чуйков участвовал в освобождении Донбасса, Одессы, Белоруссии и Восточной Польши, в Берлинской операции. Именно в его штабе фашистский генерал Вейдлинг 2 мая 1945 года подписал приказ о капитуляции берлинского гарнизона. После окончания Великой Отечественной войны Чуйков занимал ряд высоких и ответственных постов: был первым заместителем главнокомандующего, затем — главнокомандующим Группой советских войск в Германии, командующим войсками Киевского военного округа, главнокомандующим сухопутными войсками и заместителем министра обороны СССР. Возглавляя на протяжении длительного времени Гражданскую оборону СССР, он фактически стоял у истоков нынешнего МЧС.

В Серебряных Прудах действует Мемориальный дом-музей В. И. Чуйкова. Это целый музейный комплекс, который состоит из просторного выставочного зала и восстановленных жилых помещений дома полководца. Деревянный дом постройки 1899 г., где родился выдающийся военный деятель, воссоздан в мельчайших деталях. Мебель, сделанная его отцом Иваном Ионовичем, «красный угол» с иконой и лампадой, кровать с лоскутным одеялом и личные вещи родителей передают неповторимый колорит крестьянской избы и создают особую атмосферу тех давних лет, когда появился на свет будущий герой, прославивший свою малую родину.

Сам маршал, согласно с его завещанием, похоронен в Волгограде на Мамаевом кургане у подножья монумента «Родина-мать», рядом с воинами своей армии, погибшими в Сталинградской битве.

По пути из Серебряных прудов в город Озёры паломники посетили усадьбу Даровое и Свято-Духовской храм села Моногарово. Сельцо и деревня Даровое упоминаются в Писцовых книгах XVI века как владения С. Г. Хотяинцева. В XVIII в. в Даровом располагались помещичий двор с небольшим господским домом и хозяйственными постройками, среди которых, скорее всего, были конюшня, каретный сарай, скотный двор. В 1831 г. Даровое приобрели Достоевские, они стали хозяевами более 300 десятин «удобной земли» с пейзажным липовым парком и фруктовым садом по соседству с усадьбой. Весной 1832 г. деревня и усадьба сгорели, барыня Мария Федоровна распоряжалась восстановлением крестьянских дворов и собственной усадьбы. Благодаря ее указанию в Даровом появился большой пруд. До 1837 г. Достоевские в Даровом жили только с весны до осени. Мария Федоровна с младшими детьми отправлялась в деревню в апреле, в июне-июле на каникулы приезжали старшие — Михаил и Федор, изредка, когда позволяла врачебная практика, наведывался отец, Михаил Андреевич. В Москву Мария Федоровна возвращалась, убрав урожай и сделав распоряжения на зиму.

Те немногие летние месяцы 1832–1836 годов, которые провел здесь Федор Михайлович Достоевский, запомнились ему на всю жизнь. После безвременной кончины Марии Федоровны в 1837 г. отец писателя оставил службу в Мариинской больнице и безвыездно поселился в Даровом. Безутешное горе, необходимость заботиться о семерых детях, крайняя нужда, в которую Михаил Андреевич, как неопытный помещик, нередко впадал, — все это усиливало его природную вспыльчивость и нетерпимость и, скорее, стало истинной причиной трагической смерти М. А. Достоевского, скончавшегося в 1839 г. при невыясненных до сих пор обстоятельствах. После смерти Михаила Андреевича Даровое наследовали его дети. В 1852 г. доли всех наследников выкупила семья Веры Михайловны Достоевской, в замужестве Ивановой, которая и стала на долгие годы хозяйкой Дарового и Черемошни. Федор Михайлович приезжал к сестре в Даровое в 1877 г. С 1918 г. в Даровом постоянно жила одна из племянниц Достоевского Мария Александровна Иванова. В 1921 г. она стала хранительницей первого музея Ф. М. Достоевского. Все ее усилия были направлены на спасение мемориального пространства усадьбы и дома. Деревья усадебной рощи безжалостно вырубали для заготовки дров, яблоки из фруктового сада беззастенчиво собирали, бывшую помещицу «справедливо уплотняли», забрав половину помещения под избу-читальню. С 1929 г. усадьба Даровое получила статус филиала музея Ф. М. Достоевского в Москве, но, несмотря на это, в 1933 г. во флигеле открыли детские ясли. После Великой Отечественной войны до 1970-х годов во флигеле продолжала существовать библиотека. Музейный статус усадьба обрела только в 1990 г. В 1993 г. в музее-усадьбе установили памятник Ф. М. Достоевскому. В комплекс усадьбы входят флигель, старые крестьянские дома, приусадебная роща, кладбище и пруд.

 

Ныне существующий храм в селе Моногарове построен в 1763 г. богатым землевладельцем В. И. Хотяинцевым вместо пришедшей в ветхость деревянной Покровской церкви соседнего села Нечаева. Храм освятили в честь Сошествия Святого Духа, приделы — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Димитрия Ростовского. В 1821–1822 гг. к храму пристроили массивную колокольню. В приход Свято-Духовской церкви входили селения Даровое и Черемошня, принадлежавшие Достоевским. В юности Федор Достоевский часто посещал Свято-Духовскую церковь во время летнего пребывания в деревне; рядом с храмом был похоронен Михаил Андреевич. В 1877 году, начиная работу над последним романом «Братья Карамазовы», Федор Михайлович посетил «места первого своего детства», поклонился праху отца. В 1929 г. власти запретили совершать богослужения в Свято-Духовской церкви, арестовали священнослужителей; храм разграбили и осквернили. В церковном помещении находились клуб, склад, пекарня, магазин; долгое время он был в заброшенном состоянии. В 1998 г. создана церковная община. Над всем храмом устроена временная кровля.

В 2005 году на церковном погосте, на месте утраченной было в советское время могилы отца Ф. М. Достоевского, установлен и освящен крест.

Похороненная на уничтоженном в 1930-е годы Лазаревском кладбище при Свято-Духовском храме (ныне возрожден) в Москве Мария Федоровна Достоевская, мать писателя, покоилась на нем менее столетия. При разорении кладбища ее останки были не перезахоронены, а эксгумированы и как «фондовая единица» определены на хранение в Музей антропологии при МГУ. В апреле 2012 года они были привезены в районный центр и временно поставлены в особом саркофаге в зарайском соборе во имя св. Иоанна Предтечи — до того, как будут восстановлена Свято-Духовская церковь села Моногарова и завершены работы по полной идентификации места погребения Михаила Андреевича и подготовки по соседству могилы Марии Федоровны.

 

Следующим местом паломничества стала Троицкая церковь в городе Озёра. Это самое красивое и заметное сооружение в городе, храм возвышается на 35 метров. Такая величина присуща, скорее, собору. В некоторых документах он так и называется — собор Святой Троицы. Храм был построен в 1851 г. на средства местных фабрикантов-текстильщиков Моргунова и Щербакова и первоначально именовался Введенским. На его освящение приезжал митрополит Московский и Коломенский Филарет. Церковь стала трехпрестольной. В ее главной части был освящен престол в честь Святой Живоначальной Троицы. Престол в правом приделе трапезной освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в левом — в честь преподобного Сергия Радонежского. Была построена и высокая колокольня взамен прежней. Самый большой колокол весил 1030 пудов, или 16,5 тонн. В 1929 г. храм закрыли, настоятель был арестован и репрессирован, колокола отправили на переплавку, оставшиеся в храме иконы сожгли. Колокольню и трапезную взорвали. В храме расположили клуб. Лики святых на стенах замазали белой краской. В алтаре устроили сцену для лекций, спектаклей и торжественного приема детей в пионеры. В церкви устраивали танцы и крутили кино. В 1937 г. в здании храма расположились «Заготзерно» и пожарная дружина. В 1946 г. церковь была вновь торжественно открыта и освящена во имя Святой Троицы.

Паломничество организовали и провели духовник воскресной школы протоиерей Николай Скурат и ответственная за деятельность школы Т. В. Качала. В подготовке поездки принимали участие все паломники.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх