Новости

09 июня 2015

«Весь православный Крым». Девятый день паломничества

Группа прихожан нашего храма, под руководством протоиерея Андрея Чернеева совершающая паломническую поездку по Крыму, побывала в Бахчисарайской долине.

Вот и подошла к концу наша паломническая поездка по святым местам Крыма. Завтра, 10 июня, с самого утра мы отправимся в аэропорт. Последний день паломничества произвел на нас особое впечатление. Именно сегодня мы посетили одни из самых благодатных мест Крыма, два скальных храма — монашеский скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и Свято-Успенский мужской монастырь, где находится образ Пресвятой Богородицы «Бахчисарайская».

Солнечное утро и прекрасное голубое небо сопровождали нас в дороге к скиту великомученицы Анастасии. По пути из окон автобуса мы любовались уже привычными для нас полями, усеянными маками и благоухающей лавандой.

Скалистая тропинка к скиту встретила нас, как и несколько веков назад святых подвижников, искавших уединения, нерукотворным «Крестовым кораблем». Качи-Кальон — так переводится название горы, которая своими очертаниями напоминает корабль, а крестовым он назван потому, что на нем сама природа нарисовала крест. Именно нерукотворный крест послужил знаком для греческих монахов при выборе благодатного места для молитвенных подвигов во время гонений на христиан. Мимо такого чудного знака не смогла пройти и наша группа, мы спели тропарь Кресту.

По сохранившимся сведениям, скит был образован в VIII веке, а археологические раскопки свидетельствуют о жизнедеятельности в этих местах еще во IIIII столетиях. Но не точные даты основания скита интересовали нас, а та благодать, которая вымолена, вымучена, выстрадана тяжелыми условиями жизни в горах.

Прежде чем подняться к скиту святой великомученицы Анастасии, мы посетили совсем маленький храм в отломившейся из-за землетрясения скале, посвященный мученице Софии и ее дочерям мученицам Надежде, Вере и Любови. В нем могут поместиться всего несколько человек, и закрывается он лишь решетчатой дверью. Небольшой престол в алтарной нише, аналойная икона, образ Спасителя на стене… И в этой простой тишине чувствуешь необыкновенное умиротворение…

Рядом с храмом можно обнаружить большое количество гротов, возможно, именно в них находили уединение монахи. Надо сказать, что все эти средневековые «постройки» составляли один город-полис. Частично мы могли убедиться в этом сами. Мы зашли в еще одну, расположенную недалеко от храма, пещеру, которая, по предположению отца Андрея, есть не что иное, как винодавильня… Действительно, оказывается, тарапаны — скальные винодавильни — являются отличительным признаком Качи-Кальона, их здесь семьдесят семь. В таком количестве в Крыму их больше нигде нет.

Крутая, почти вертикальная дорога ведет вверх к скиту святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, поэтому для удобства монахи сделали ступеньки из автомобильных шин. Уже на подходе к обители паломников встречает святой источник. Воду из него собирают буквально по каплям, и надо набраться терпения, чтобы испить несколько глотков благодатной влаги.

В самом скиту тоже пришлось проявить эту христианскую добродетель и немного подождать. Единственный скитский храм маленький, и перед нами в него зашла группа совсем юных паломников, которые потом бурно делились впечатлениями от увиденного.

Наше пятиминутное ожидание было скрашено посещением монастырской лавки. Привычные церковные товары здесь предлагались в необычном оформлении. В большом количестве продавались лампады, настенные панно, иконы в рамочках, сделанных… из бисера и полудрагоценных камней. Честно признаться, за какофонией цвета, которая царила в лавочке, было не совсем понятно, зачем продавать это на территории такого благодатного места? Перечисленные товары казались нарочито красочными, а точнее, аляповатыми. Но, каюсь, поспешила с такими рассуждениями.

Подошел наш черед зайти в храм. У ворот, ведущих в скит, покой святой обители охраняет воинственный Архистратиг Михаил, изображенный в полный рост с мечом, направленным в сторону тех, кто входит с недобрыми намерениями. Впереди узкая дорожка, ведущая в скит. Справа от входа в скальный храм прямо в камне высечен образ святой покровительницы обители, а наверху — невероятной красоты Спас Нерукотворный на убрусе.

Благоговейно войдя в храм, мы не смогли сдержать вздоха удивления от увиденной красоты. Весь, абсолютно весь храм украшен бисером и полудрагоценными камнями. То, что раньше я назвала какофонией цвета, создавало необычную атмосферу таинственности. В пещере без окон и привычного для нас электричества мерцали свечи, отражаясь в неисчислимом количестве бусин, которые не отвлекают своим блеском, а лишь обволакивают необъяснимой теплотой света. Ни фототехникой, ни словами этого не передать. Чтобы почувствовать благоговение, мир, благодать этого святого места, нужно в нем побывать.

Все здесь способствовало самому необходимому в храме — молитве. И мы, словно окунувшись с головой в благодать, не замечая друг друга, свои мысли, желания, тревоги и чаяния возложили на ходатайство пред Господом святой великомученицы Анастасии.

Незаметно пролетело время молитвы в храме. Забежав еще раз в лавку, я поняла всю красоту многочисленных уникальных, непохожих друг на друга рамочек, лампад, крестов, и, конечно же, мы приобрели их на память об этом чудесном месте.

Пора было следовать к последнему месту нашего крымского паломничества — Свято-Успенскому мужскому монастырю, что в Бахчисарайской долине, к которому относится и полюбившийся нам Анастасьинский скит. Но в отличие от удаленного скита, сам Свято-Успенский монастырь хоть и расположен в горах, но в непосредственной близости от Бахчисарая — древней, но вполне современной столицы Крымского ханства. Так что блага цивилизации со своими соблазнами успели проникнуть к подножию монастырской горы. Всего шестьсот метров вверх по асфальтированной дороге — и перед нами выбеленные стены храмов в скале.

Монастырь в ущелье Марьям-Дере («ущелье Марии») предположительно основан в VIII – начале IX веков греками-христианами, которые бежали из Византии во времена иконоборчества. Но немало скорбей и трудностей пришлось на их долю и на новом месте жительства. Все время своего существования обитель претерпевала притеснения от мусульман.

Особенно тяжело христианам пришлось в ХV веке, когда большая часть южного Крыма перешла под власть турок, и греки-христиане стали жить среди двух народов, исповедавших ислам — турок и татар. Настало время таких испытаний, что, казалось бы, православие должно было исчезнуть из Тавриды. Но именно тогда за чад Божиих заступилась Пресвятая Богородица, явив Свой святой образ на неприступной Бахчисарайской скале.

Народное предание предлагает два рассказа об обретении чудесного образа. Согласно первому, Матерь Божия даровала Свою икону в ответ на горячие молитвы местных жителей избавить их от некоего змия, пожиравшего людей и скот. По другой версии, икона явилась местному пастуху, а при попытках перенести ее в дом трижды возвращалась на место явления. Поэтому для нее устроили церковь в самой скале. Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвятили Успению Богородицы.

Удивительно, но прежде чем идти с походом на другие земли, татарские ханы молились перед образом Богородицы, обещая Ей дары в случае победы. Но при этом дань с христианского монастыря не снимали…

В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии, крымские греки переселились во владения русской императрицы. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря, перенесли святую икону в новый город Мариуполь, где она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы. После присоединения Крыма к России в 1783 году образ в Бахчисарай не вернулся. А его судьба после событий начала XX века неизвестна… В Бахчисарайском Успенском монастыре, также немало пережившем за прошедшие столетия и возрожденном в 1993 году, братия и паломники молятся у списка чудотворного образа.

Но Божия Матерь встретила нас еще при подходе к обители — лик Пречистой написан прямо на скале на месте явления чудотворной «Панагии» («Всесвятая» — так еще называют Бахчисарайскую икону). Там, наверху, находится главный монастырский храм, пещерный Успенский.

Поднимаясь по крутым ступеням, мы обратили внимание на двери, чудесным образом оказавшиеся посреди каменных стен. Одна из них ведет в храм в честь апостола и евангелиста Марка, тоже пещерный. Надо сказать, что в монастыре, под скалой, есть еще церковь равноапостольных царей Константина и Елены, а на нижнем уровне идет восстановление Георгиевского храма.

Вход в пещеру Успенского храма охраняет шестикрылый Серафим, «незапланированно» высеченный из скалы при реставрации — наверное, по особому вдохновению художника. Внутри — еще одна небольшая лесенка вверх. Вообще, и в самом храме каменный пол немного наклонный — говорят, что на долгих монастырских службах ноги устают меньше, если пятка расположена ниже пальцев.

Чудесный образ Божией Матери находится в устроенной в правой стене храма комнатке-часовенке — такой маленькой, что в ней едва поместилась наша группа. Образ настолько красив, что от него трудно оторвать глаз. Благородный лик Пречистой Девы умиротворяет, ласкает, радует, любит, но и взыскивает. При мерцающем свете свечей отец Андрей отслужил молебен с каноном Пресвятой Богородице. Необыкновенные минуты молитвы с соборным пением наполнили наши сердца радостью и благодатью. «Царице моя Преблагая… Надеждо моя, Богородице…»

С удивлением услышали мы потом от растроганной служительницы храма, что за последние года полтора мы чуть ли единственная паломническая группа, которая не просто приложилась к иконе, но и воздала хвалу Богородице служением батюшки и общими песнопениями…

Из храма мы спустились к святому источнику. И тут нас накрыла вторая волна благодати, но уже, видимо, покровителя нашего Обыденского храма — пророка Илии. Началась гроза! Ливень, впрочем, нас не испугал. Все попили святой воды из источника и даже сфотографировались на память на фоне монастыря под той парой зонтов, которые у нас случайно оказались с собой — ведь ничего не предвещало такого дождя! До автобуса все дошли (добежали!) промокшие до нитки, но абсолютно счастливые!

Наше возвращение в Новофедоровку через Симферополь тоже не обошлось без приключений. Осадки были такими обильными, что автомобили еле двигались по городу, а мы, глядя в окно нашего автобуса, невольно представляли себя плывущими на корабле. Наверное, нецерковным людям это покажется странным, но, застряв в пробке, мокрые и уже проголодавшиеся, мы возложили упование на Господа и вспомнили, поблагодарили и восхвалили всех святых и все храмы и обители, которые посетили за девять дней нашего паломничества, проверенным способом — пением тропарей, кондаков и величаний. И три с половиной часа пролетели почти незаметно.

Вообще, последний день выдался очень музыкальным. Ведь после ужина в нашем пансионате нас ждал концерт, организованный силами прихода святого праведного Федора Ушакова, что в Новофедоровке. Чудесные, чистые голоса певчих храмового хора, который сначала исполнил различные богослужебные песнопения на церковнославянском и греческом языках, а во второй части концерта перешел к общеизвестным православным и народным песням, не оставили никого равнодушным и затронули самые глубинные струнки души.

Ну, а дальше осталось только, еще раз поблагодарив Господа и Его Пречистую Матерь за чудесное паломничество по благословенной Тавриде, собрать чемоданы в предвкушении встречи с любимой Москвой и родным храмом Илии Пророка Обыденного.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Пресвятая Богородица, спаси нас! Святые угодники Божии, в земле Крымской просиявшие, молите Бога о нас!

Анастасия СВИНЦОВА

Фото участников паломничества

Наверх