Новости

07 июня 2015

«Весь православный Крым». Седьмой день паломничества

Группа прихожан нашего храма, под руководством протоиерея Андрея Чернеева совершающая паломническую поездку по Крыму, посетила Севастополь.

Седьмой и воскресный день нашего пребывания на Крымском полуострове начался с Божественной литургии в Неделю всех святых в домовом храме св. благоверного князя Александра Невского в Алупке. Церковь находится на третьем этаже в пансионате святителя Луки Симферопольского при ее приходе и расположена на живописном склоне этого замечательного курортного городка, утопающего в кедрах, кипарисах и соснах. Из окон храма открывается прекрасный вид на Черное море и сбегающие к нему кроны величественных хвойных деревьев. Наверное, многие из нас впервые имели такую чудесную возможность — во время молитвы любоваться красотой Божьего творения за окном. После литургии читался акафист иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец».

Затем, покинув пределы Алупки, мы отправились в направлении западного берега Крыма в город-герой Севастополь. Путь наш лежал между морем и горами по одной из самых живописных дорог Ялта-Севастополь.

Завершающим подарком южнобережья Крыма было посещения церкви Воскресения Христова в Форосе. Храм стоит на 400-метровом утесе и словно парит над всем берегом. Он был построен в 1892 году по проекту архитектора Н. Чагина на средства московского купца А.Г. Кузнецова в честь чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 года. Когда император Александр III с семьей следовал по Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, поезд потерпел крушение, начал падать потолок вагона, где находилась царская семья. Император, обладавший огромной физической силой, удержал обваливавшийся потолок, и вся семья успела выбраться из искореженного вагона невредимой.

Излюбленное место для проведения венчания, Форосский храм сегодня предоставил и нам возможность немного полюбоваться этим прекрасным таинством (уже второй раз за время нашего паломничества). Так завершилось наше знакомство со святынями южного берега Крыма. Проехав перевал Байдарские ворота (которые сохранились и по сей день), мы спустились с главной гряды Крымских гор и стремительно помчались на западный берег, в город Севастополь.

Знакомство с ним началось с посещения раскопок древнего греческого поселения Херсонес, где мы соприкоснулись фактически с истоками русского христианства. Именно здесь, по церковному преданию, в 988 году князь Владимир принял святое крещение, положившее начало крещению всей Руси. В честь столь значимого для нашей истории события на этом месте ещё во второй половине XIX века по проекту архитектора Д.И. Гримма был построен Свято-Владимирский собор, которому по замыслу авторов предназначалось стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Однако в годы Великой Отечественной войны храм получил серьезные повреждения и в таком виде просуществовал вплоть до конца XX века, когда он был возвращен Церкви и начались реставрационные работы. Сейчас Херсонесский собор, безусловно, является одним из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя. Построенный в византийском стиле, величественный, он возвышается на холме и привлекает к себе не только паломников, но и многочисленных туристов.

После посещения верхнего и нижнего храмов собора мы совершили прогулку по раскопкам древнего Херсонеса. Он был основан греками-язычниками в V веке до Рождества Христова, а в I столетии нашей эры сюда направились стопы миссионеров. Период гонений не обошел и это место. Так, в 310 году здесь приняли мученическую смерть семь епископов — освященную в их честь церковь мы смогли посетить в этот день. Но проповедь Христова учения продолжалась и дала богатые плоды — на территории раскопок обращает на себя внимание большое количество раннехристианских храмов (базилик), которые наполнили город в дальнейшем. Это процветающее христианское поселение просуществовало до XV века — когда пала столица православной Византии, Константинополь, в Крыму господствующей религией стало мусульманство. Христианство в своей полноте вновь вернулось на полуостров во второй половине XVIII столетия в результате победы русского оружия в русско-турецких войнах 1768–1774, 1787-1791 годов и присоединения в 1783 году Крыма к Российской империи. Данный исторический факт еще раз подчеркивает преемственность Византии и России.

Далее наша группа совершила небольшую прогулку по центру Севастополя. Город был основан в 1783 году как основная база Российского Черноморского флота. Дважды пережив героическую оборону (в середине XIX века во время Крымской войны и в 1941–1942 гг.), практически полностью разрушенный во время Великой Отечественной войны и заново восстановленный из белого инкерманского камня в едином классическом стиле, он наполнен особым духом — духом русской военной чести и доблести, духом славы русского флота, духом патриотизма. Столь сильно окропленный кровью защитников за веру и Отечество, Севастополь не оставляет равнодушным ни одного русского человека, заставляя помнить о неоплатном долге перед героями, положившими души свои за други своя.

Итоговым пунктом посещения Севастополя стал поселок Инкерман, в котором находится Свято-Климентьевский мужской монастырь, расположенный на берегу реки Черной, впадающей в Севастопольскую бухту. Монастырь устроен во имя священномученика Климента, папы Римского, который был вторым, после апостола Андрея Первозванного, благовестителем на Крымском полуострове. В I веке римский император Траян за распространение христианства сослал святого Климента в инкерманские каменоломни. Здесь, в Крыму, святитель продолжил свою миссионерскую деятельность. Видев, как страдают заключенные каменоломни от недостатка воды, он горячо молился, и ему во сне открылось место, где необходимо искать источник пресной воды. Так, по молитвам святого, Господь явил это чудо, и многие сотни узников и других жителей полуострова крестились. Разгневанный Траян приказал убить святого Климента. Святитель был схвачен и с привязанным к его шее якорем утоплен в Казачьей бухте в 101 году. Мощи святого чудесным образом ежегодно открывались — в день его памяти вода в бухте отступала, и жители могли к ним приложиться, получая исцеления и помощь. В 861 году святые Кирилл и Мефодий увезли часть мощей в Рим, а в 988 году святой князь Владимир после своего крещения в Херсонесе забрал честную главу священномученика Климента в Киев, где она и ныне покоится в Киево-Печерской лавре.

В ходе работ по ломке камня в скалах Инкермана образовывались пещеры. Одну из них святитель расширил и устроил в ней церковь (ныне храм в честь святого апостола Андрея), которая и положила начало будущему монастырю, образовавшемуся уже в VIII веке. В монастыре две наружные церкви: во имя Святой Троицы (построена в 60-е годы XIX века), где сейчас покоятся частицы главы святого Климента, переданные из Киево-Печерской лавры, и в честь великомученика и целителя Пантелеимона (построена в 1888–1895 гг., восстановлена в 2001–2010 гг.), алтарная часть которой высечена в скале.

Монастырь известен анфиладой переходящих друг в друга пещерных церквей: в честь святителя Мартина Исповедника, апостола Андрея Первозванного и священномученика Климента Римского.

В 1907 году на Инкерманской скале в память о Крымской войне был построен также Николаевский собор, который, как и многие другие наземные монастырские постройки, не уцелел в годы Великой Отечественной войны. Но и в эти тяжкие времена монастырь продолжал служить своему городу. В период обороны Севастополя 1941–1942 гг. в пещерных храмах располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. В 1992 году монастырь вновь открылся и продолжает восстановительные работы. В дореволюционный период количество насельников монастыря составляло около 120 человек, в настоящее время — 10.

Уставшие после горных извилистых дорог и насыщенной программы жаркого летнего дня, в Инкерманском монастыре мы нашли покой и умиротворение, даже несмотря на шум электричек, проходящих по железной дороге, протянувшейся прямо за оградой монастыря. Хотелось подольше побыть в молитвенной тишине пещерных и наружных храмов, но день заканчивался, и, поклонившись честным мощам святого Климента Римского, группа отправилась в конечный пункт нашего пребывания — в посёлок Новофедоровку.

Паломническая поездка «Весь православный Крым за 10 дней» группы прихожан храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке совершается по благословению Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Истринского, управляющего Центральным и Южным викариатствами г. Москвы.

Анастасия РОДЬКИНА

Фото участников паломничества

Наверх