Новости

06 мая 2017

Неделя 4-я по Пасхе посвящена исцелению Господом расслабленного

Это чудо произошло в Иерусалиме у Овчей купели, которая является непременным местом паломничества всех, бывающих в Святой Земле.

…В тот день мы намеревались пройти по самому, наверное, важному для православного сердца маршруту, по Страстному пути, чтобы почувствовать, в меру наших сил, а вернее, немощей, то, что пережил здесь Спаситель во время Своего скорбного шествия на Голгофу.

Улица Старого города, носящая название Виа Долороза (от латинского «Путь Скорби»), начинается от Львиных (Стефановых) ворот. Сразу у входа в город расположено место, в общем-то, к Страстному пути отношения не имеющее, но хорошо известное всем христианам, — Овчая купель, или Вифезда.

Это евангельское место находится теперь на территории католического монастыря святой Анны. Посещение его платное (кажется, два доллара), поэтому наш гид предполагала повести свой рассказ у монастырских ворот, не заходя вовнутрь. Но дежуривший у входа пожилой монах благообразной наружности неожиданно стал делать нам знаки рукой – мол, проходите, проходите! И пропустив нас бесплатно, сразу же закрыл ворота! Вот милость Божия! Мы оказались последними посетителями монастырских владений в этот день…

  

Прежде всего мы поклонились храму святой праведной Анны, стоящему на месте дома родителей Богородицы, то есть там, где Приснодева родилась. В нем есть крипта, которой отмечено место чудесного события. Хотя совсем недалеко отсюда расположен греческий монастырь святой Анны, и в нем — «альтернативное», если можно так выразиться, православное место Рождества Богородицы. Вообще с подобным на Святой Земле сталкиваешься часто — представители разных христианских конфессий претендуют на то, что именно на их территории расположена та или иная святыня.

В достоверности нахождения чего не возникает сомнения — так это Овчей купели (Ин. 5, 1–16). Вот она – евангельская Вифезда, «пять притвор имущая» (Ин. 5, 2). Здесь проведены грандиозные археологические раскопки, открывшие безусловную христианскую святыню во всем ее великолепии. Размеры купальни поражают воображение. Когда-то вокруг нее лежало множество «больных, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды» (Ин. 5, 3). Несчастному расслабленному много лет не удавалось войти в купель первым, сразу же по схождению в нее Ангела Господня, «возмущавшему воду сию» (Ин. 5, 4). И Христос исцелил его Своим словом.

  

Помню, однажды в нашем храме Илии Обыденного после водосвятного молебна, на котором, по обычаю, читался этот евангельский отрывок, служивший священник сказал замечательную проповедь. Он говорил о том, что в Овчей купели вода освящалась Ангелом только раз в год. А после Вознесения Воскресшего Спасителя и схождения на учеников обещанного Божественным Учителем Утешителя, Духа Святого, благодать Божия являет себя на всяком месте и во всякое время. На каждом молебне мы становимся свидетелями чуда освящения воды и по нашей вере получаем от нее помощь. 

Это может быть одним из объяснений того, что после Воскресения Христова в Овчую купель больше не сходил Ангел — исчезла необходимость… Но существует еще одно предание, касающееся Вифезды. О нем мы узнали, когда паломнический маршрут привел нас в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.

Эта внушительных размеров обитель, в которой сейчас нет братии, стоит на месте, где росло триединое дерево Лота. Племянник Авраама во искупление своего невольного греха кровосмешения (Быт. 19, 30—38) по послушанию много лет носил воду из Иордана, поливая три сухих саженца — кипариса, кедра и сосны, и те срослись в единый мощный ствол. Во время строительства Соломоном Иерусалимского храма чудо-дерево срубили, но не смогли использовать из-за его особых свойств и, по преданию, выбросили… в Овчую купель. И туда стал сходить Ангел, возмущая воду, чтобы омыть древо, на котором должен быть пострадать Спаситель, а первый вошедший в нее получал исцеление от своих болезней. Именно это дерево — а за долгие годы пребывания в воде оно стало еще прочнее и тяжелее — ненавидящие Христа иудеи использовали для Его Креста. Ангел в Овчую купель с тех пор уже не сходил…

Пораженные величественным зрелищем огромной купальни и остатков древней церкви, возведенной, по-видимому, моей святой покровительницей, святой равноапостольной царицей Еленой, мы на некоторое время задержались здесь, ощущая себя находящимися сразу в нескольких эпохах одновременно.

  

А потом мы пройдем по Виа Долороза, помолившись на всех 14 остановках, посвященных скорбным евангельским событиям, поднимемся на Голгофу, припадем к Камню помазания, с трепетом взойдем в Кувуклию Гроба Господня — и вдруг всем сердцем почувствуем, что воистину — ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Елена ТУЛИСОВА

Фото автора

Наверх