Новости

04 марта 2020

20 февраля по старому стилю Церковь чтит память преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — излюбленное место паломничества многих обыденских прихожанок.

Паломничество в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь… С чем и с кем его можно связать? С какими событиями, фактами, чудесами, святыми? Прежде всего, конечно же, со святым преподобномучеником Корнилием, игуменом Псково-Печерского монастыря, одним из великих подвижников Церкви Русской.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле, были взращены семена православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой.

Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли, по жребию они достались Ивану Дементьеву. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, поваленное дерево, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданные пещеры»…

Общепризнанной датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год. Монастырь поднимался и возрастал, но настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Корнилий вырос в благочестивой семье псковских бояр Стефана и Марии. Уже в раннем отрочестве проявлял он особую любовь к уединению и молитве. Родители отдали его на обучение в Спасо-Мирожский Псковский монастырь на послушание к старцу. Любил юноша старца всем сердцем и во всем его слушался. Поучения старца глубоко запали в его душу и впоследствии дали большие плоды в его подвижнической жизни.

Промысел Божий привел юношу в Псково-Печерский монастырь. Первые годы его жизни в обители были полны молитвенного подвига и трудов, и братия монастыря прониклась к нему глубоким уважением, скоро избрав молодого отшельника своим игуменом. Ему тогда было всего 28 лет.

Игуменствовал святой Корнилий 41 год. Он достойно нес возложенное на него бремя большой ответственности перед Богом и людьми. Игумен старался личным примером возбудить в подчиненных ему иноках ревность к подвижничеству: был твердым, правдивым и строгим блюстителем монашеских обетов и порядков в обители, дорожил ее высоким назначением как «училища благочестия». Про преподобного смело можно сказать, что это был идеал монаха, выполнившего заповеди Христовы от начала и до конца и душу свою положившего за други своя (ср. Ин. 15, 13).

Многое успел сделать святой Корнилий. Внешнее устройство обители, ее благолепие, вызывающее у многих посетителей благоговейный восторг при вступлении на монастырскую землю, до нынешнего дня привлекает сюда множество паломников.

Из проповеди старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«Прославляемый ныне нами угодник Божий трудами своими и внешне приукрасил монастырь, и внутреннюю сторону поставил на должную высоту, и сам явился светильником нравственного совершенства, примером исключительной честности и усердия, высочайшим молитвенником перед Богом, помощником и покровителем всех, идущих по великому пути спасения, притекающих к нему за помощью.

Преподобный Корнилий принял мученическую кончину от руки Иоанна Грозного, который, поверив клевете, в припадке обычной своей болезни – грозного гнева – мечом усек главу преподобного Корнилия – и тут же опомнился и раскаялся в своем поступке. Как говорит предание, увидев окровавленное бездыханное тело, царь «опомнился»… Он-то опомнился и раскаялся в своем поступке, но прекрасная светлая жизнь игумена монастыря прервалась…

А сколько бы еще мог сделать этот великий труженик, так щедро награжденный Богом необыкновенными разносторонними дарованиями! Человек с глубоким обширным умом, с жаром души отдавшийся устроению монастыря и служению людям. Он был самым выдающимся игуменом в истории нашего монастыря. И по праву может считаться первым основателем его как монастыря деятельного.

Преподобный Корнилий – это деятельно-творческая личность, осененная ярким светом духовной чистоты и высокой нравственности; человек, обладавший необыкновенным, данным ему от Бога личным обаянием. Высокий, стройный, мягкий и спокойный. Со всеми ласковый, приветливый и снисходительный.

При звуке его голоса раскрывалась душа каждого, умилялось сердце, и глаза плакали облегченными слезами. А он в это время ласково смотрел на пришедшего к нему своими прекрасными, вдумчивыми глазами. И эти вдумчивые глаза последний раз посмотрели на Иоанна Грозного в тот самый момент, когда он занес меч над головой преподобного. Царь часто рассказывал, что взгляд игумена в последующие времена не давал ему покоя, вставая перед его мысленным взором.

Мученический венец преподобный Корнилий получил в награду за ту Христову любовь, которая пылала в нем всю жизнь, - деятельную любовь ко всем без различия и особенно к страждущим».

Это случилось 20 февраля 1570 года. Раскаявшийся в своем злодеянии царь поднял тело святого Корнилия и на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного дорожка, по которой царь шел к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путем».

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене Богом зданной пещеры, где пребывало невредимым 120 лет. В 1690 году митрополит Псковский и Изборский Маркелл перенес мощи святого, прославившиеся исцелениями больных, из пещеры в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положил в новом гробе в стене. В 1872 году они были переложены в медно-посеребренную раку, которую через 20 лет году заменили на новую.

Святость преподобномученика Корнилия не замедляет проявляться по отношению ко всем скорбящим, прибегающим к раке его мощей с верою и любовью. Всем он приносит утешение.

По великой милости Божьей и нам, прихожанкам храма пророка Илии, неоднократно доводилось бывать у раки с мощами Псково-Печерского игумена, пройти по «кровавому пути» (сейчас это дорога, выложенная брусчаткой), идущему сверху вниз от ворот монастыря до Успенского храма, попросить у святого Корнилия молитвенной помощи и заступничества, помощи в мирских делах и выборе правильного пути, ведущего к спасению души.

На престольный праздник обители – Успения Пресвятой Богородицы – «кровавая дорожка» украшается узорчатым покровом из зелени и цветов и ложится на пути крестного хода, которым идут множество паломников во главе со священнослужителями, несущими чудотворную икону Божией Матери «Успение».

Благодать, непрестанное присутствие Царицы Небесной, наверное, чувствует каждый, кто приезжает помолиться в славную обитель. Здесь можно посетить Михайловский собор, Никольский, пещерный Успенский, Сретенский, Благовещенский храмы, пройти в ближние и дальние Богом зданные пещеры, постоять под Святыми вратами, послушать удивительный звон колоколов и понаблюдать, каким необычным образом братия приводят их в действие, при желании потрудиться на послушаниях, просто постоять помолиться на службах – почувствовать этот дух и увезти с собой частичку незабываемой радости и благодати.

Сколько здесь святынь! Древняя икона «Успение Божией Матери», образ Царицы Небесной «Умиление», десница святой мученицы Татианы… Нельзя не сказать отдельно об особом почитании, которым пользуются монастырские Богом зданные пещеры.

При входе в ближние пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сразу же за ближними пещерами идут дальние пещеры, в которых есть семь подземных галерей, так называемых улиц. Стены пещер, где погребают иноков обители, называют братскими. В других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» - защитников монастыря.

Точное число захоронений не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура (5 градусов выше нуля), в них совсем нет запаха тления - феномен, который не поддается научному объяснению.

Многие выдающиеся православные деятели и старцы захоронены в пещерах: это митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, в последние годы жизни поселившийся в Псково-Печерском монастыре, новомученик российский епископ Георгий (Садковский), долгие годы проведший в тюрьмах и лагерях, старцы архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко)…
Приезжающие в монастырь верующие обращаются за помощью к этим подвижникам и получают милость от Господа по их молитвенному заступничеству и, конечно, по ходатайству преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского.

Тропарь преподобномученика Корнилия, глас 6-й

Псково-Печерская обитель, / издревле славная чудесы иконы Богоматерни, / многия иноки Богови воспита, / тамо и преподобный Корнилий / подвигом добрым подвизася, / чудную Богоматерь славя, / иноверныя просвещая, / иноки и многия люди спасая, / обитель же свою дивно украшая и ограждая. / Тамо и мученичества венец / по многих летех пастырства своего доблестне прият. / Темже воспоим, людие, / Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, / яко дарова нам преподобномученика славна // и молитвенника о душах наших достоблаженна.

Надежда АСАБИНА

Фото автора и из Интернета

Использованные источники:
Псково-Печерский Патерик. Жизнеописания святых Псково-Печерских. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2008.
www.pskovo-pechersky-monastery.ru
http://pechori.ru/
www.ioann.org
http://drevo-info.ru
http://www.afonru.ru/
http://dv-obrazovanie.ru/
http://hramnagorke.ru

Наверх