Новости

05 декабря 2018

От святого Александра Невского к святому Александру Свирскому

Записки обыденской паломницы

В канун праздника благоверного князя Александра Невского вновь мысленно возвращаюсь в паломническую поездку, в которой, милостью Божией, удалось побывать несколько лет назад. Ее программа была насыщенной: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, Введено-Оятский женский монастырь с лечебным радоновым источником, Староладожский Никольский мужской монастырь, Тихвинский Свято-Успенский мужской монастырь, Антонио-Дымский мужской монастырь, дом-музей Н.А. Римского-Корсакова…

Паломничество по северным монастырям стало одним из целого ряда поездок, начавшихся еще летом. И к целой череде маленьких чудес, неразрывно связанных друг с другом, присоединились новые… 

Получив благословение батюшки, мы с подругой отправились в паломничество на Валаам. Подгадали под престольный праздник Преображения Господня. Стояли на службах, слушали необыкновенной красоты пение братии… На праздник поели ладожской форели, которую коптят тут же на территории монастыря. Необыкновенно вкусная!

И экскурсии были хорошие. Посетили мы несколько скитов, но один, самый дальний, освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, оставался неохваченным. Время было, и мы с подругой не спеша направились туда, наслаждаясь красотой природы и тихой гладью озера. А когда уже стали возвращаться, вдруг поняли, что до нашего катера остается чуть больше часа и мы реально опаздываем. Около берега мы увидели лодку, в которой два мужа что-то поправляли. Мы попросились к ним, объяснив ситуацию. Один из них был мирянин Александр, а другой — послушник Алексей. (Запомните это, пожалуйста).

Обратно мы долетели за 20 минут красивейшими озёрными протоками. Но, придя на пристань, узнали, что на Ладоге форс-мажор, все катера отменили. Нам уже рассказывали, что озеро очень коварное, что в одном месте может быть штиль, а в другом — шестиметровые волны. Это был тот самый случай.

Только на следующий день мы благополучно уехали в Петербург и провели там целый день, чего не планировали первоначально. Первым местом, куда мы пошли, была Александро–Невская Лавра. Святой великий благоверный князь был в миру Александром, в схиме Алексием.

Кстати, именно в соборе св. блгв. кн. Александра Невского в Нижнем Новгороде, во время одной из первых своих паломнических поездок, я приложилась к Поясу Богородицы, ковчег с которым был еще на пути в Москву.

Побывав на Валааме, я полюбила всем сердцем и всей душой Валаамский образ Пресвятой Богородицы. Необычайно чистый и юный. Охватывает бесконечное чувство восторга и нежности, когда смотришь на Неё и на Богомладенца. Поэтому можете понять моё состояние, когда в следующей нашей поездке, на Кипр (сколько километров от Валаама?), в столовой на одном из столиков для персонала я увидела маленькую в пластике икону Валаамской Божией Матери, привезенную сюда какой-то русской женщиной… На святом острове наша группа от Обыденского храма, которой руководил отец Андрей Чернеев, посетила много святых мест, в том числе женский монастырь св. мч. Феклы. (Не забудьте и об этом.)

Затем была благотворительная поездка от нашего храма в город Кашин Тверской области. Побывав у детишек в детских домах, мы зашли в Вознесенский храм приложиться к мощам святой благоверной княгини Анны Кашинской. К стыду своему я ничего не знала про эту святую, претерпевшую много страданий в земной жизни, потеряв мужа и детей во время татаро-монгольского ига.

Но вот, собираясь в нашу следующую поездку — в Нилову Пустынь на озеро Селигер, к прп. Нилу Столобенскому, про которого мои познания были так же малы, открыла справочник паломника. Статьи про этих двух святых — о преподобном Ниле и благоверной Анне — оказались одна за другой. Первой иконой, которую я увидела по приезде на остров, была икона Валаамской Божией Матери в паломнической гостинице. А в Богоявленском Соборе наряду с другими близкими нашим сердцам иконами находился образ святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей ее мощей.

…И вот наконец поездка, с которой началось мое повествование. Чудеса поджидали на каждом шагу. Рано утром в полной темноте мы добрались до Свято-Троицкого Александра-Свирского мужского монастыря. Литургия, исповедь, причастие. Для нашей группы открыли мощи преподобного Александра Свирского. А мне вспомнилась пещера на Валааме, где этот святой 7 лет подвизался в посте и молитве и в которой мы побывали этим августом.

Далее — переезд в Старую Ладогу в Введено-Оятский женский монастырь к преподобным Сергию и Варваре, родителям преподобного Александра. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы 1817 г. По стенам расположены парные иконы. На первой иконе, которую я вижу справа на стене, изображена моя Небесная покровительница, святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская в очень необычном исполнении — вместе со святой благоверной княгиней Ольгой. А в акафисте чешской святой есть такие слова: «Радуйся, яко тем сестра являешися равноапостольной Ользе, княгине Российстей».

Слева у алтаря — большая икона св. Анны Кашинской с частицей мощей, а рядом мощевик с частицей мощей прп. Нила Столобенского. Из рассказа о монастыре мы узнали, что его первой настоятельницей, которая начала возрождение обители, была монахиня Фекла. (Вспомним поездку на Кипр. Согласитесь, что даже среди монахинь это имя не самое распространённое.)

Город Тихвин оказался большим и симпатичным. В Тихвинском Свято-Успенском мужском монастыре идут реставрационные работы. Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери не берусь и не осмеливаюсь описывать. Надо ехать и молиться Ей. Расскажу о другом. Я уже и удивляться перестала, когда услышала, что правый придел Успенского Собора освящен в честь пророка Божия Илии. Сейчас там находится ризница, и икона покровителя нашего храма недоступна для мирян.

Но зато… Меньше двух столетий назад, в 1820 году, по реке Тихвинке плыла льдина, а на ней лежал камень размером 2,5 на 1,5 м и весом 9 тонн и не тонул. Бился камень под стенами обители 3 дня, пока монахи не сочли это знаком свыше. Выловили они его и положили в основание алтаря в приделе пророка Божия Илии. Теперь он частично выходит наружу, его можно потрогать и помолиться перед небольшой иконой пророка Илии, что находится прямо над камнем на стене собора. А Тихвин прежде, чем стать городом, назывался Тихвинским посадом, а ещё раньше это был Пречистенский погост. Надо говорить, какую московскую улицу я вспомнила?

В Антонио-Дымском мужском монастыре мы услышали про единственный пример столпничества на водах. Этот подвиг совершил преподобный Антоний Дымский, стоя на камне в озере и молясь о вразумлении язычников. На голове у него была железная шапка, а на плечах железные вериги. А грамоту на становление монастыря дал святой благоверный князь Александр Невский. Опять мы вернулись к нему…

Вот такая цепочка. Мирской, невоцерковленный человек, прочитав всё это, скажет: «Ну и что тут такого? Случайности». Но ведь мы так не думаем, правда?

И это ещё, Бог даст, не конец…                                                                    
                                                                                                                                                   Людмила ДЕМЕНТЬЕВА  

Фото автора и с сайтов:
http://smotra.ru
http://www.liveinternet.ru
http://sobory.ru/
http://www.ostashkov.ru
www.photodom.com
http://www.vidania.ru

От редакции сайта:
Частица мощей святого благоверного князя Александра Невского хранится в нашем храме в левом мощевике у главного алтаря, а частица мощей преподобного Александра Свирского — в правом.

Наверх