Новости

22 мая 2024

Преподобный Шио Мгвимский: отшельник и чудотворец

Записки паломницы по Грузии

То, что память того или иного угодника Божия празднуется два раза в год, встречается довольно часто. Обычно это день блаженной кончины праведника и дата какого-либо важного события, связанного с этим святым, — например, обретения или перенесения его честных мощей. Дважды в год Церковь чтит и преподобного Шио Мгвимского. 9 мая по старому стилю (22 мая по новому) святой отошел ко Господу, а в четверг сырной седмицы вспоминаются его чудеса.

…Паломничая по Грузии, быстро начинаешь понимать, что святые места здесь так или иначе связаны с памятью равноапостольной Нины или 13 ассирийских отцов: преподобного Иоанна Зедазнийского и его учеников. За несколько насыщенных паломнических дней мы побывали в лавре преподобного Давида Гареджийского, поднялись в монастырь святого Або, епископа Некресского, помолились преподобному Исидору Самтавийскому, поклонились мощам  преподобного Исе, епископа Цилканского... И накануне отъезда в Москву сподобились увидеть обитель, которую можно назвать колыбелью грузинского монашества.

Эти по-особому — аскетически — живописные места словно специально созданы для уединенной молитвенной жизни. Монастырь преподобного Шио Мгвимского находится в ущелье, его окружают почти отвесные известняковые горные стены, и на их четком вертикальном фоне ровными горизонтальными линиями, поднимающимися вверх, как ступени, расположены монастырские постройки. И в этой удивительной, природной и рукотворной, геометрии есть непередаваемые словами красота, гармония и строгость.

Преподобный Шио Мгвимский, происходивший из сирийского города Антиохии, к своему отшельническому подвигу шел с самого детства. Его благочестивые родители дали единственному сыну и наследнику большого состояния прекрасное религиозное воспитание и образование. В какой-то момент они даже начали беспокоиться, что постоянное чтение и умственное напряжение может навредить его здоровью, и попытались лишить юношу книг, но скоро поняли свою ошибку. И Шио по-прежнему не расставался с Евангелием, апостольскими посланиями и Псалтирью.

Шио было 20 лет, когда Господь сделал его учеником преподобного Иоанна, которого мы теперь почитаем как преподобного Иоанна Зедазнийского. Учеником, достойным своего учителя — и высотой подвигов, и благодатными дарами чудотворений и исцелений, и удивительными кротостью и смирением. Прошло еще 20 лет, и после откровения свыше святой Иоанн, избрав по апостольскому примеру 12 лучших своих духовных чад, отправился в Иверию. Грузинский народ, приведенный равноапостольной Ниной к Святому Крещению, нуждался в духовном укреплении.

Думается, что также не менее 20 лет жизни, полной трудов и молитв, провел преподобный Шио на грузинской земле. Когда по повелению Божией Матери святой Иоанн разослал своих учеников в разные уголки страны, с каждым из них он отправил по иноку-помощнику. И только любивший уединение Шио испросил благословение идти одному и найти место для пустынножительства.

Знаете, как звучит имя празднуемого ныне ассирийского отца, если его «перевести» на русский язык? Преподобный Симеон Печерский. Потому что, по мнению исследователей, «Шио» — это библейское имя «Симеон», сократившееся в силу особенностей национального произношения, а «мгвиме» — это «пещера». С незапамятных времен подвижники селились в пещерках — созданных Богом или человеческими руками. Мне, например, на память сразу приходит святой пророк Илия…

В тесной пещерке на крутом берегу Куры нашел себе пристанище и преподобный Шио. После сорокадневного поста, молитвы и борьбы с бесовскими искушениями угодник Божий сподобился великого утешения — явления Богородицы и святого Иоанна Крестителя, обещавших ему особые благодать и Господне промышление. Каждый день к отшельнику стал прилетать голубь и приносить ему в клюве хлеб. Ну как тут снова не вспомнить святого покровителя нашего Обыденского храма и питавшего его ворона?..

Благодаря голубю, которого он заметил, охотившись в этих местах, о преподобном Шио узнал царедворец Евагрий и всем сердцем возжелал стать учеником отшельника. По молитве святого, он, подобно пророку Елисею, милотию Илии разделившему Иордан, жезлом ударил по воде Куры, перешел реку, раздал все свое имение и вернулся к Шио. Так началась история Шио-Мгвимской обители. Слава о подвижниках быстро распространялась; количество приходивших к ним, принимавших ангельский образ и селившихся в кельях-пещерах росло. Новопостриженные отшельники не были лишены наставничества — по воскресениям преподобный Шио выходил к ним из своей пещеры для душеспасительных бесед.

Преподобный совершил множество чудес — например, увидев скорбь и смирение брата, разбившего кувшин с принесенной издалека водой, пожалел его, помолился, и ангел извел воду из скалы. Но самые, пожалуй, известные чудеса святого Шио Мгвимского — те, которые часто изображаются на его иконах: каждение углем и ладаном, насыпанными прямо в ладонь, и приручение волка.

Надо сказать, что это не были чудеса ради чудес или чтобы показать свое духовное превосходство — преподобный Шио оставался таким же скромным и кротким, как в юности. По просьбе братии, святой молился, чтобы Господь указал место для постройки храма. После долгой молитвы он насыпал на левую руку горящие угли и ладан — и продолжил вместе со всеми иноками непрестанно воспевать «Господи, помилуй!». Столп дыма от ладана привел их к избранному Богом месту. По преданию, благоуханный столп фимиама стоял над ним три дня. 

Чудо, которое роднит святого с преподобными Сергием Радонежским и Серафимом Саровским, свидетельствует об его райских взаимоотношениях с животными. Дикие звери досаждали братии обители и приходящим сюда за духовным утешением. Святой Шио жалел и людей, и животных, поэтому не изгнал, а именно упросил собранных им хищников покинуть эти места. Только одного волка он оставил пасти монастырских ослов. Да и того через шесть лет отпустил на свободу — когда из-за пропажи осла, упавшего в пропасть, на серого «пастуха» пало несправедливое подозрение…

Все, что мог, сделал для подвизавшихся в обители преподобный Шио. Но от принятия сана пресвитера он решительно отказался, всем сердцем желая вернуться к уединению и безмолвию. Получив на это благословение духовного отца и священноначалия и оставив братии 160 наставлений, святой продолжил подвиг отшельничества, поселившись уже даже не в пещере, а в глубокой, как колодец, яме. Небольшое количество пищи и воды ему спускали на веревке.

Так же, на веревках, опустили в яму к преподобному священника со Святыми Дарами, когда Господь открыл святому час его отхода в Царствие Небесное. Так же, на веревках, спустились туда преподобный Евагрий с иноками, облачили и похоронили угодника Божия, пожелавшего, чтобы последнее земное жилище послужило ему и гробом…

Дерзну выразить свои чувствования: могила преподобного Шио была и остается духовным центром Мгвимского монастыря. Войдя в обитель, мы первым делом отправились именно к ней, помолиться и мысленно взять благословение у угодника Божия. Покидая монастырь, мы снова заглянем сюда, попрощаться и испросить помощи в делах житейских и духовных… Хотя мощей преподобного, как оказалось, здесь больше нет. В советское время эту великую святыню сожгли. Милостью Божией, удалось сохранить их небольшую часть.

На территории монастыря с тех давних времен, на месте, указанном кадильным дымом, в своем первозданном виде стоит храм святого Иоанна Крестителя. Говорят, что он уникален не только древностью. Это первый крестовый храм в Грузии, причем имеющий некоторые архитектурные особенности, в последующих крестовых храмах не повторяющиеся. Каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио нам увидеть не довелось — он хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии.

Храм в честь Богоматери («Земо Экклесия»), возведенный примерно в 1100 году святым благоверным царем Давидом Строителем, свой первоначальный внешний вид не сохранил — в какой-то момент непростой истории монастыря утратив купол, он превратился в базилику и снаружи совсем не производит впечатления. Зато внутри…

Во-первых, грузинский храм встретил нас русским пением. Чуть-чуть раньше нас в обитель приехал хор одного из центральных московских храмов, совершавший в полном составе паломничество по Грузии. Так что наши сердца порадовались мощным, но церковным голосам, прославлявшим Богородицу.

Во-вторых, интересно внутреннее убранство храма. Понятно, что что-то сохранилось с давних времен, что-то восстанавливалось не так давно, поэтому присутствует некая эклектика. Например, лики святых в иконостасе — грузинские, а Матерь Божия в алтарной апсиде — почти васнецовская из киевского Владимирского собора. Но все равно красиво, просторно, светло.

Да! Еще нам вынесли ковчежец с частицей мощей преподобного Шио Мгвимского! Слава Тебе, Господи!

А во дворе я подоспела как раз к тому моменту, когда пожилой монах, поднявший с земли плоды каштана, раздавал их московским певчим. И мне, грешной, Господь послал такой подарочек. Если верить объяснениям монаха (а как же не верить?), при высоком давлении каштан надо зажать в руке… И, конечно, молиться преподобному Шио Мгвимскому, отшельнику и чудотворцу.

Небольшая, но важная поправка к сказанному в первом абзаце. Празднование в честь святого Шио совершается не дважды, а трижды в год. В сырный четверг, когда мы вспоминаем его чудеса; в день его преставления — 22 мая по новому стилю; и еще на два раньше — 20 мая, когда Церковь прославляет всех святых ассирийских отцов: преподобного Иоанна и 12 его учеников, память о которых хранится в великом множестве святых мест Иверии. 

Елена ТУЛИСОВА

Фото автора 

Использованные источники:
https://pravoslavie.ru
http://delicatours.ru
http://travelgeorgia.ru
https://azbyka.ru

Наверх