Новости

08 февраля 2019

Благоверный Давид Строитель: труды и покаяние

Записки паломницы по Грузии

 

Святой благоверный Давид Строитель, память которого совершается 8 февраля по новому стилю, завещал похоронить его под монастырскими вратами, чтобы каждый, входящий в Гелатскую обитель, наступал на его могилу. Ныне это место особого почитания, паломники, в том числе и мы, попадают в Гелати с другой стороны, а каменной плите, под которой обрел покой смиренный царь Грузии и Абхазии, благоговейно кланяются, отдавая дань мудрому правителю и верному сыну Церкви. 

До Гелатского монастыря, расположенного в окрестностях Кутаиси, то есть более чем в двухстах километрах от Тбилиси, мы добирались довольно долго. И нисколько не пожалели об этом. Единственное, что вызвало грусть, — это короткое время пребывания в месте, достойном того, чтобы провести здесь хотя бы день и не только осмотреть его достопримечательности, но и помолиться на богослужении… Правда, надо признаться, что подобное чувство посещало нас во всех монастырях и храмах Грузии, где посчастливилось побывать.

В главном соборе Гелати, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, среди многочисленных замечательно сохранившихся фресок самых разных веков одна заслуживает особого внимания. На ней изображен тот, попечением и трудами которого появился монастырь, — святой царь Давид Строитель. Наверняка мы уже встречали его иконы в тех святых местах Грузии, где успели побывать, но именно после посещения Гелати стали их сразу радостно замечать. Ведь чаще всего святой царь изображается с храмом в руках, в котором узнается Гелатский собор. Говорят, что даже конная скульптура Давида Агмашенебели в Кутаиси, куда мы, к сожалению, не заезжали, тоже имеет такую отличительную особенность.

Конечно, царя Давида называют Строителем благодаря его неутомимой деятельности по устроению монастырей и храмов. Но грузинское слово Агмашенебели имеет и другие смысловые нюансы, трудно передаваемые переводом. И святого именуют также Возобновителем — за время его правления Грузия укрепила свое единство, независимость, государственность и церковность.

То, что смог сделать святой Строитель, не под силу человеку, если он рассчитывает только на себя и не прибегает к помощи Божией. Давид с малых лет рос в вере и благочестии, его воспитателем и духовным наставником был преподобный Арсений Икалтойский. Взойдя на престол в 16-летнем возрасте, юный царь проявил свои личные качества настоящего правителя — мудрость, твердость характера, решительность, а вместе с тем показал себя истинным христианином — благочестивым, человеколюбивым, милостивым.

Чтобы прекратить платить дань сельджукскому султану, недостаточно было обладать смелостью и рещимостью. Нужно было верить, что с тобой — правда, с тобой — Бог. А чтобы укрепить власть и сломать своеволие крупных феодалов, которые ради своей выгоды не стеснялись принимать магометанство, великодушному к каявшимся царю-христианину приходилось сурово наказывать предателей.

Особое попечение благочестивый царь имел о делах духовных. В непростое время его правления нестроения не миновали и Церковь, в процветании которой Давид видел основу единства страны и укрепления госудаственности. В 1103 году в Руиси был созван Собор, на котором председательствовал сам царь. Тогда были приняты важнейшие каноны — без преувеличения можно сказать, что благодаря им произошло церковное возрождение, возобновление. Давид Возобновитель своей властью способствовал тому, что решения Собора не остались на бумаге. Недостойные епископы были заменены преданными Церкви; прекратились канонические нарушения как среди монашествующих, так и мирян; покаявшиеся еретики, в том числе монофизиты, стали присоединяться через крещение.

Чтобы противостоять непрекращавшимся набегам со стороны турок-сельджуков, нужна была армия. И царь Давид смог создать ее, переселив в страну половцев-кипчаков. Кочевники получили земли, отобранные у крупных феодолов, приспособились к оседлой жизни и укладу местного населения, начали переходить от язычества к христианству. А грузинская армия пополнилась сорока тысячами прекрасных воинов.

В решающем Дидгорском сражении 1121 года войско султана Махмуда значительно, буквально в разы, превосходило армию царя Давида, состоявшую из грузин, половцев, осетин и даже нескольких рыцарей-крестоносцев. Заманив врага в узкое ущелье, грузинская армия одержала победу.

Как царю удавалось совместить несовместимое, земное и небесное, временное и вечное? Наверное, непросто, не без искушений и падений, казавшихся таковыми человеку с богобоязненной душой. Об этом свидетельствует покаянный канон, написанный Давидом Строителем от лица кающегося венценосца, взывающего к Богу: «Ты вверил мне и царский венец, я же продался скверным страстям…»  

Гелатский монастырь считается символом присоединения к Грузии Кахетии, в чем справедливо видят заслугу царя Давида. Удивительно, но сам святой в каноне кается даже в этом, в трудах по расширению своего царствия! Он называет себя «ненасытным» человеком, который «мрежу, Богом установленную, считал малой и ничтожной»…  Вот уж поистине — чем больше праведности в человеке, тем требовательней он к себе.

Перевод Великого канона преподобного Андрея Критского, по образцу которого составил свои покаянные песнопения Давид Строитель, для царя осуществил преподобный Арсений Икалтойский. В какой период его жизни и где именно это произошло, сказать сложно, что позволяет нам, побывавшим в Гелати, предположить, что святой Арсений мог заниматься переводом именно здесь, когда преподавал в академии. Гелатскую академию основал при монастыре царь Давид, который, будучи человеком начитанным и образованным, поощрял развитие наук.

В просторном и пустом ныне здании академии проводивший экскурсию сотрудник монастырского комплекса с гордостью рассказывал нам о многочисленных дисциплинах, которые изучались в этих стенах, — от философии, геометрии и астрономии до риторики и музыки. А на улице мы имели возможность проверить «точность» сохранившихся с давних пор солнечных часов. Что ж, попробуйте и вы — это фото сделано в 16 часов по местному времени…

Кстати, Гелатская академия — не единственная, открытая Давидом Строителем. В Кахетии им был основана еще одна, Икалтойская. В стране по сей день высоко ценят вклад благоверного правителя в ее просвещение — высшей наградой Грузинской академии наук является медаль святого царя Давида Агмашенебели.

Правлением царя Давида начался период, называемый в Грузии «золотым веком», пик которого приходится на время его правнучки, царицы Тамары. Кстати, по одной из версий именно в Гелати похоронена легендарная правительница, нам даже показывали, где, предположительно, расположена ее могила. Здесь же находятся места захоронений других царей, в том числе Деметре I, сына Давида Возобновителя. А сколько личностей, делавших грузинскую историю, увековечено на монастырских фресках!

Среди изображений, украшающих стены Гелати, не только грузинские, но и вселенские святые, сцены из евангельского повествования и истории Церкви. Но, несомненно, самым ярким и остающимся в памяти и сердце является уникальный мозаичный образ Царицы Небесной на алтарном своде главного собора, датируемый 1125 годом — годом кончины царя Давида. Надо сказать, что святой потрудился для возведения храма Пресвятой Богородицы не только как правитель — обладая богатырским телосложением и необыкновенной силой он самолично носил огромные камни во время его строительства. Хочется верить, что Возобновитель успел помолиться перед чудесным образом Матери Божией умилительными словами своего покаянного канона: «Богородице, Заступнице грешных, облекшая Слово плотию, шатром земным, совлеки с меня бремя ненадеяния, дабы, каясь, припал я к Тебе».

Елена ТУЛИСОВА

Фото автора 

Использованные источники:
http://www.pravoslavie.ru
https://azbyka.ru
https://pravlife.org
https://bigenc.ru

Наверх