Новости

21 января 2019

21 января — память преподобного Георгия Хозевита

Имя этого подвижника носит один из монастырей в Иудейской пустыне, привлекающий паломников своей святостью и красотой.

Милостью Божией, во время первой поездки в Святую Землю посчастливилось побывать в монастыре преподобного Георгия Хозевита, и, несмотря на то, что это было несколько лет назад, впечатления от паломничества сохранились — не только в памяти, но и в сердце… Мое зрительное представление о пустыне, наверное, как у большинства среднерусских жителей, было сформировано отчасти картинкой на конфетах «Каракумы», отчасти фильмом «Белое солнце пустыни». В нем доминировал желтый раскаленный песок, дополненный таинственно колышущимся цветным пятном — то ли миражом, то ли реальным оазисом. Увиденное в Палестине полностью разрушило наивный стереотип. Во-первых, песка не было вообще, а только камень, во-вторых, единственный присутствующий цвет был почти белым, а в-третьих… В-третьих, это — самый красивый пейзаж на свете. 

…Как все-таки чудесно, что после причастия у Гроба Богородицы мы поехали именно сюда! Думаю, что нашему душевному состоянию в тот день как нельзя лучше соответствовала величественная красота этих мест. Такая грандиозность и такая аскетичность одновременно, что просто захватывало дух! Мы стояли на смотровой площадке и — хотела написать, любовались, но нет, мощь раскинувшихся перед нами белых складчатых скал не располагала к лирике. Это вам не полянка с нежной незабудкой… Знаете, какая картина представляется мне отчасти передающей впечатление, производимое Иудейской пустыней? — Патриарший архидиакон, стоящий посреди залитого светом паникадил и сияющего золотом Храма Христа Спасителя, мощным басом возглашает: «Кто бог велий яко Бог наш!» (Пс. 76, 14) И это не вопрос, это утверждение! Это непререкаемая вера в величие Творца!

И, кажется, стали понятными мотивы бедуинов, которые не хотят оставить жизнь в первозданной «некомфортабельной» свободе и переселиться из жалких палаток в современные дома (о чем с ноткой презрительности по дороге сюда нам рассказывала гид Маргарита, бывшая харьковчанка, а теперь гражданка Израиля). Что ни говори, наш автобус, выглядевший верхом совершенства перед примитивным, но жутко симпатичным «транспортным средством» бедуинов — верблюдом, годился для перемещения далеко не по всей пустыне, и, в конце концов высадившись из него, в монастырь Георгия Хозевита мы отправились пешком.

Мы шли к нему по горной дороге минут тридцать, солнце довольно сильно припекало, но все с лихвой компенсировалось потрясающей живописностью открывавшихся перед нами видов. Природную красоту удивительным образом дополнял чудный монастырь, прилепившийся к совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт, как ласточкино гнездо.

Чудеса, да и только! Сколько же надо было труда, чтобы устроить здесь монашескую обитель! А произошло это еще в V веке. Преподобные Иоанн Хозевит и его последователь Георгий Хозевит, именем которого называется монастырь, подвизались тут уже немного позже — на рубеже VIVII веков.

Кажется, трудно найти более подходящее место для уединения и аскезы. Но некоторые подвижники не удовлетворялись жизнью в киновии (общежительном монастыре) и обустраивали отшельнические кельи в пещерках, которые и сейчас прячутся в каменных складках Вади Кельта.

В просторном помещении, куда мы попали, пройдя через монастырские ворота, нас ожидало гостеприимное угощение. После хождения под палящим солнцем лучшим лакомством казалась прохладная вода…

В маленьких пещерных храмах монастыря хранится столько святынь! Первое, что с замиранием сердце видишь, войдя в тесную часовенку святых Иоанна и Георгия Хозевитов, — это стеклянная рака с абсолютно нетленными мощами. Все цело — кожа на руках, лицо, борода… Это преподобный Иоанн Новый Румынский, подвизавшийся в обители совсем недавно, — он почил в 1960 году. Редко встретишь святого, прославленного столь скоро после кончины. Но святость этого угодника свидетельствуется Господом так наглядно!

Рядом, вдоль стены, белеют черепа сорока монахов, которые приняли мученическую кончину от персов. А в деревянных ларцах в нишах противоположной стены хранятся головы святых Ксенона Отшельника и Георгия Хозевита. Тело преподобного Георгия покоится в гробнице за иконостасом. Честно говоря, когда мы молились и прикладывались к святыням в монастыре, то еще ничего этого не знали — экскурсовод Рита вообще предпочла не ходить сюда с нами по жаре, а подождать в автобусе с кондиционером. Да и вряд ли бы она эти подробности рассказала…

Информацию я нашла уже по возвращении в Москву, в интернете. Было интересно узнать, например, что по уставу монастыря усопших братий хоронят неглубоко в земле без гробов, а по прошествии трех лет кости выкапывают и складывают в общую пещеру-гробницу. При этом черепа располагают отдельно — вдоль стен усыпальницы на полу.

Печально, но прикладываясь в главном храме обители к серебряному мощевику, мы не помолились преподобному Иоанну Хозевиту, череп которого, оказывается, хранится в нем среди частей мощей других святых.


Один из батюшек, спаси его Господи, обратил наше внимание на редкий образ. Да, такой сюжет на иконах встречать еще не доводилось. Перед нами было предсмертное причащение преподобной Марии Египетской преподобным Зосимой. О, чудесе! Ведь почему-то даже в голову не приходило, что пустыня, по которой мы сейчас паломничаем, была местом подвигов святой, ставшей образцом покаяния и Господней милости. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас! 

Мы поднялись в верхний ярус монастыря. Оказалось, что самым первым местным отшельником является никто иной, как святой пророк Божий Илия! В пещере, где он прожил три года и куда ворон приносил ему пищу, сейчас устроена церковь его имени. Такие чудесные подарки посылает Господь! Мы в святом месте, связанном с житием глубоко почитаемого в родном Обыденском храме угодника Божия, и, припадая, целуем потемневшие каменные стены, суровые, как подвизавшийся здесь праведник.

Но почему напротив аналоя с иконой святого пророка стоит другой, с образом святых Богоотец Иоакима и Анны? Конечно, самостоятельно мы даже предположить ничего не смогли. И только на обратном пути, мучимая этим вопросом, я выпросила у одной из наших паломниц книжку-путеводитель по Святой Земле, и оказалось, что в этой же пещере молился о разрешении от бесплодства праведный Иоаким, ушедший в пустыню после того, как священник не принял его жертву. И здесь он получил от Ангела радостную весть о том, что Анна родит ему Дочь…

С грустью покинули мы древнюю обитель, место стольких аскетических и молитвенных подвигов. Впереди нас ждала встреча с еще одним монастырем — преподобного Герасима Иорданского. Но об этом, Бог даст, в следующий раз…

Елена ТУЛИСОВА

Фото с сайтов:
http://www.pravoslavie.ru
http://podvorie-sofia.ru/
http://sobory.ru
http://botmaster.ru.botinok.co.il
http://theisraelink.com
http://foto.spbland.ru
http://www.sansara.net.ua
http://mytourstory.ru
http://zanuda.offtopic.su/
http://fotokto.ru

Наверх