Новости

11 декабря 2018

Священномученик Або Некресский. От Алазанской долины до Самтавро

Записки паломницы по Грузии

Алазанская долина… Раньше, до поездки в Грузию, это волшебное словосочетание ассоциировалось со вкусом и ароматом наполненного солнцем вина, знакомого с советских студенческих лет. Теперь же стоит только произнести эти два слова — и перед мысленным взором возникает потрясающей красоты картина света, простора, свободы, радости… Именно такой открылась перед нами Алазанская долина с высоты Некресского Свято-Успенского монастыря.

Путь к обители непрост. Туда ведет довольно крутая и извилистая дорога, по которой даже нашему, не очень большому, автобусу было не проехать. О пешей прогулке вверх не позволяли мечтать ни ограничивающее современного паломника время, ни одолевающие его немощи. Спасибо братии за два специальных монастырских микроавтобуса, курсирующих в течение всего дня! Так что уже через несколько минут, не успев пережить впечатления от горного серпантина, мы замерли, пораженные видом на долину…

История этого чудесного места неразрывно связана со святым, память которого отмечается 12 декабря по новому стилю — священномучеником Або Некресским. (Для русского уха более привычно другое звучание его имени — Авив.) Святой входит в число 13-ти ассирийских отцов, прибывших в Грузию в VI веке. То, что создано здесь молитвами и трудами преподобного Иоанна Зедазенского и его 12-ти учеников, сродни плодам трудов преподобного Сергия Радонежского и его духовных чад на Руси — это распространение и утверждение монашества. Большое число обителей в Грузии, в том числе те, в которых сподобились побывать и мы, основано ассирийскими отцами.

Первым покинуть своего духовного отца Иоанна Зедазенского и духовных братьев довелось святому Авиву. На него был возложен почетный, но нелегкий епископский сан — по настоятельной просьбе царя Парсмана VI и католикоса Евлавия святой возглавил Некресскую епархию. Еще двое ассирийских отцов также впоследствии стали епископами, но только святой Або сподобился мученической кончины. Именно поэтому на иконе 13-ти ассирийских отцов его легко узнать по святительскому облачению и мученическому кресту в руке.

Но обо всем по порядку. Грузия — слава Богу! — была просвещена верой Христовой еще в IV веке. Когда святой Або основывал монастырь в Некреси, здесь, на горе, уже двести лет существовала церковь, сохранившаяся до наших дней. Надпись на ее стене свидетельствует, что это древнейший христианский памятник Грузии.

Но за свою историю прекрасной и плодоносной стране пришлось испытать бесчисленные нашествия различных врагов. В VI столетии она была завоевана персами, которые на территориях, оказавшихся под их властью, насаждали зороастризм.

Говорят, что одной из целей прихода в Грузию ассирийских отцов было освобождение грузинского христианства от усилившихся влияний монофизитов, в чем они с помощью Божией преуспели. Тем более не могли они мириться с религией огнепоклонников. Один из зороастрийских храмов находился в городе Некреси, существовавшем тогда в долине, и наверняка был виден с монастырских высот. Может быть, именно в нем епископ Або совершил поступок, который не мог остаться без наказания. К тому времени святой уже обошел многие селения своей епархии, развенчивая лжерелигию, возвращая к истинной вере свою паству и даже просвещая многих персов. И однажды владыка «убил бога», как обвиняли его потом зороастрийцы. Он просто… вылил кувшин воды в «священный» огонь и погасил его! Вот почему на некоторых иконах святого изображают также с сосудом в руках!

Персидский правитель приказал доставить Авива Некресского к себе в Рехи (местечко рядом с Гори). Путь святого к месту суда был исполнен не только надругательств со стороны охранявших его воинов, но и великих утешений. Владыка Або находился в духовном общении со святым Симеоном Столпником (Младшим). Посланник от этого сирийского подвижника встретил Авива в деревне Икалто и передал ему от Симеона жезл и письмо, укрепившие епископа перед истязаниями и казнью. Здесь же Авив повидался и простился с одним из 13-ти ассирийских отцов, преподобным Зеноном Икалтойским. Более того, ему было позволено посетить еще одного из учеников преподобного Иоанна Зедазенского, Шио Мгвинского, который совершал удивительный подвиг затворничества, пребывая в глубокой яме.

Суд над святым Авивом происходил при огромном стечении людей — и простых, и начальствующих — и стал, можно сказать, последней проповедью ассирийского отца. Епископ Некресский безусловно отказался принять религию зороастрийцев, доказав собравшимся ложность и тщетность культа огня, бессильного перед другими стихиями. Последовавшие затем пытки и бичевание не могли сломить мужественного святителя и его непоколебимую веру. Так же, с достоинством и величием, принял он мученическую кончину, будучи забитым камнями.

Брошенное на съедение зверям и птицам тело святого осталось не тронутым. Не коснулось его и тление. Через несколько дней святые останки Або Некресского были тайно унесены и похоронены в обители Самтависи братьями этого монастыря, также основанного одним из 13-ти ассирийских отцов, святым Исидором Самтавийским. Во второй половине VII века мощи священномученика Авива были перенесены в столицу, в Мцхету, где они и ныне почивают под престолом Пребраженского храма Самтавро.

Милостью Божией, маршрут нашей паломнической поездки проходил и через Самтависи с его величественным крестово-купольным собором, в котором хранятся мощи преподобного Исидора, и через горный Шио-Мгвинский монастырь, где мы поклонились мощам преподобного Шио, и через благодатную обитель Самтавро, где мы молились святому нашего времени, преподобному старцу Гавриилу Ургебадзе. Трудно сказать, в какой момент начинаешь осознавать, что все святые места Грузии связаны между собой невидимыми духовными нитями и составляют единую картину грузинского Православия. Картину света, простора, свободы, радости… Какой открылась перед нами Алазанская долина с высоты Некресского Свято-Успенского монастыря.

Елена ТУЛИСОВА

Фото автора

Использованные источники:
https://drevo-info.ru
https://azbyka.ru
http://travelgeorgia.ru
http://sakartvelotour.com

Наверх