Новости

21 мая 2019

В среду 4-й седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы

Синаксарь в среду разслабленного, Преполовения Пятидесятницы.

Стихи:
Ныне средь праздника став,
Мессия Христос меж книжников учит.

Совершаем настоящее празднование ради чести двух великих праздников — Пасхи и Пятидесятницы, как находящееся посреди обоих и собою их соединяющее.

А произошло это так. После того как Христос совершил превосходящее всякое естество чудо над расслабленным, иудеи, будто бы соблазнившиеся из-за субботы (ибо и это содеяно было в субботу) искали Его убить. Поэтому Он уклоняется в Галилею и во время пребывания в тамошних горах совершает чудо о пяти хлебах и двух рыбах, накормив пять тысяч человек, не считая женщин и детей. А затем, при наступлении праздника Кущей (ибо у иудеев и этот праздник был великим), приходит в Иерусалим и тайно пребывает здесь. Около же середины сего праздника Христос, явившись в храм, стал учить, и все дивились Его учению. Завидовавшие же Ему говорили: Как Он знает Писания, не учившись? (Ин. 7, 15). Ибо Он, будучи Новым Адамом, знал все — и как первый тот Адам, всяческой премудрости исполненный, и одновременно как Бог. Итак, все роптали и порывались Его убить. Христос же, обличая их, как ревнующих якобы о субботе, спрашивает: За что ищете убить Меня? (Ин. 7, 19). И затем обращается к временам древним, говоря: «Если спорите о Законе, то почему на Меня негодуете? А что я всего человека исцелил в субботу, то это и Моисей законоположил — нарушать ее, когда сие ради обрезания избирается» (ср.: Ин. 19, 22–23). И вот в самый последний, великий день праздника, много беседовав с ними и объявив Себя Подателем закона и равным Отцу, Он подвергся от них побиению камнями, но ни один камень Его не коснулся. И по дороге оттуда находит слепого с самого рождения и дарует ему очи. 

Известно, что у иудеев было три великих праздника. Первый — Пасха, который и совершался в первом месяце, будучи воспоминанием о переходе чрез Красное море. Второй — Пятидесятница, напоминающая о пребывании в пустыне после перехода Красного моря, ибо они находились в пустыне пятьдесят дней, прежде чем получили закон Моисеев. Совершался он и ради достоинства числа «семь», которое окружено было у них особым почетом. Третий после сего праздник — Поставление кущей, в воспоминание о скинии, которую Моисей, увидев сначала в облаке на горе, соорудил и установил руками зодчего Веселеила. Он совершался на протяжении семи дней, в память о сборе плодов и отдыхе в пустыне (см.: Лев. 23, 39–43). 

Тогда-то, близ окончания сего праздника Иисус, став, громко воззвал: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37). А поскольку научением этим Христос явил Себя как Мессия, сделавшись нашим ходатаем и примирителем с превечным Его Отцом, то и мы, совершая нынешний праздник и именуя его Преполовением Пятидесятницы, воспеваем Мессию Христа и оба великих праздника чествуем. Думается, и празднование самарянке принято совершать после нынешнего потому, что оно, как и сие, много о Мессии-Христе, о воде и жажде говорит. Ибо у Евангелиста Иоанна повествование о слепом весьма тесно сопряжено с рассказом о самарянке.

По безмерной милости Твоей, Христос Бог наш, помилуй нас.

Использованные источники:
http://www.pokrovhram.by
http://www.pravoslavie.ru

Наверх