Новости

27 ноября 2017

28 ноября празднуется память мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива

Икона святых мучеников находится в нашем храме в приделе апостолов Петра и Павла.

Из всех святых, прославивших Господа своей жизнью и кончиной, сонм мучеников самый многочисленный. Часто на мученичество шли одновременно десятки тысяч людей. Можно сказать, что античный мир был обращён ко Христу именно через свидетельство мучеников. Язычников поражало то, что христиане готовы не только жить, но и умирать ради Христа.

  

Святые Гурий, Самон и Авив, чью память Церковь чтит 15 ноября по старому стилю, претерпели мученичество в Едессе в конце III — начале IV веков. Гурий и Самон, простые миряне, были обвинены в том, что помогали брошенным в темницы христианам и побуждали верующих не поддаваться угрозам и проявлять стойкость даже при сожжении. За отказ принести жертву языческим Богам их подвергли жестоким пыткам: били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, держали в заточении без воды и еды. Ничто не сломило веры двух друзей. Когда страстотерпцы были обезглавлены (299–306 гг.), многие жители города поспешили к месту их казни, чтобы взять драгоценные мощи и даже пропитанную кровью пыль. Во время погребения святых благовония и кадильный дым смешивались с псалмами и песнопениями во славу Бога, явившего Свою милость через твердость мучеников.

Несколько лет спустя, во время правления последнего императора-язычника Ликиния (311–324 гг.), дьякон Едесской церкви Авив повторил подвиг святых Гурия и Самона. Не страшась гонителей, он обходил близлежащие поселения и призывал христиан держаться истинной веры. Узнав, что император повелел схватить его семью и жителей его деревни, и не желая, чтобы по его вине кто-то пострадал, Авив сам отдал себя в руки палачам. Он был уверен, что это Господь повелевает ему завершить свое служение мученичеством. Не поддавшись на уговоры поклониться идолам, Авив тем самым подписал себе смертный приговор. Его подвесили и разорвали плоть железными когтями. На угрозу новых, еще более жестоких, мучений он отвечал: «Эти муки укрепляют мою волю, как приносит плод дерево, которое поливают. Мы не ненавидим наши тела, но радуемся, созерцая то, что недоступно зрению. Нас поддерживает обещание Господа: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении со славой, уготованной любящим Христа (Рим. 8, 18)». Когда святого вели на казнь, его мать торжественно шла рядом с ним в праздничных белых одеждах. Перед мученической кончиной Авив помолился, благословил толпу и сам вошел в огонь. Тело Авива было найдено невредимым и погребено в одной гробнице со святыми Гурием и Самоном.

Многие считают, что времена мучеников уже прошли. Но ночь с 19 на 20 ноября 2009 г., когда за проповедь Христа был убит иерей Даниил Сысоев, доказала обратное. Батюшку убили в храме, он собирался исповедовать и был в облачении. В этот день он причащался Святых Христовых Тайн. Что может быть прекраснее такой смерти?

Миссионер и проповедник от Бога, крестивший более 80 мусульман и обративший в православие около 500 протестантов, отец Даниил искренне желал пострадать за Господа, но считал себя недостойным этого. Любимым у батюшки житием святых были переведенные по его просьбе акты мученической смерти свв. Перепетуи, Сатиры и прочих исповедников, пострадавших в Карфагене в 202–203 гг. Акты мученической кончины свв. Гурия, Самона и Авива, произошедшей через 100 лет после этого, также сохранились и имеют большую историческую ценность.

Примечательно, что самое известное чудо, случившееся по молитвам исповедников Гурия, Самона и Авива, невидимым образом связывает их через века с отцом Даниилом. Готский воин, обманом женившийся на девушке Евфимии, увел новую жену к себе домой, где и открылась его ложь — у него уже была семья. Евфимия стала рабыней. Она претерпела жестокие унижения и испытания и в конце концов была замурована в склепе с умершей первой женой. По молитвам мучеников, на могиле которых преступный супруг давал ложную клятву, несчастная на белых конях была перенесена на родину к матери, а её супруга постигла смертная кара.

Эта трагическая история повторяется и в наше время, когда в погоне за счастьем девушки выходят замуж за людей неверующих или исповедующих другие религии. Нередко их насильно заставляют отказаться от Христа. Своими книгами «Замуж за неверующего» и «Брак с мусульманином», а также деятельной помощью отец Даниил не раз спасал и, уверена, будет спасать попавших в такие непростые ситуации.

Для живших много веков назад святой Перепетуи и мучеников Гурия, Самона и Авива и для нашего современника отца Даниила жизнь была Христос и смерть приобретение, ибо они знали: «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Господь любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

В этом году исполнилось уже 8 лет со дня перехода отца Даниила в вечность. По традиции, 20 ноября на Кунцевском кладбище, где он покоится, была совершена панихида. И как же ликовали сердца, когда в конце все запели пасхальные стихиры! «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

…Рядом с местом мученической кончины отца Даниила в храме ап. Фомы находится икона мучеников Гурия, Самона и Авива.

Имея веру во Христа адаманта твердейшую и силою тоя вооружившиися, мужественно претерпели есте, святии мученицы, темничные узы и самую смерть, сего ради похваляюще таковое мужество, ублажаем вас сице: Радуйтеся, истинныя веры исповедницы. Радуйтеся, Царствия Божия наследницы. Радуйтеся, мучеников похвало. Радуйтеся, страстотерпцев славо. Радуйтеся, святыя Церкви утверждение. Радуйтеся, всего рода христианскаго украшения. Радуйтеся, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие! (Из акафиста святым мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву)

Елена РОДЬКИНА

Использованные источники:
мission-center.com
рravenc.ru
рravoslavie.ru
Дорога в дивный сад. Акты мученичества святой Перпетуи, Сатира и прочих, пострадавших в Карфагене в 202–203 по Р.Х. — М.: ООО «Три сестры», 2012.
Неизвестный Даниил. Воспоминания о священнике Данииле Сысоеве / Составитель Юлия Сысоева. — М.: БФ «Миссионерский центр им. иер. Даниила Сысоева», 2013.

Наверх