Новости

15 апреля 2018

16 апреля по новому стилю — праздник в честь образа Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет», или, как иначе его называют, «Благоуханный Цвет»

В нашем храме замечательная икона «Неувядаемый Цвет» расположена справа от чудотворного образа Божией Матери «Нечаянная Радость».

Нет никаких достоверных сведений, откуда и когда появился образ «Неувядаемый Цвет». Греческий исследователь Д. Паллас считает, что это произошло не ранее конца XVII века и связано с творчеством Иосифа Песнописца, слагавшего песнопения в честь Богородицы, и наименование «Неувядаемый Цвет» взято из благодарственного акафиста Божией Матери. Кроме того, ещё издревле Богородицу сравнивали с неувядающим цветком. Именно поэтому, несмотря на существующие различия в иконографии, на всех образах с таким названием присутствуют цветы: в виде веточки или гирлянды, в вазонах или в качестве постамента, на котором изображены Христос и Богоматерь.

Чаще всего, это лилии, которые являются символом Девы Марии, Её чистоты и непорочности — именно их преподнес Пречистой Архангел Гавриил в день Благовещения. На некоторых иконах Богородица изображена с розой как царицей всех цветов и символом любви или с другими цветами. Иногда можно видеть цветы бессмертника, что тоже неслучайно. Существует мнение о связи происхождения иконы «Неувядаемый Цвет» с Афоном, где по склонам Святой горы растут бессмертники, также считающиеся символом чистоты.

По мнению Д. Палласа, образ «Неувядаемый Цвет» является собирательным. Наиболее ранней считается икона св. праведной Анны с Марией-ребенком, в руке у Которой белый цветок, явно символизирующий Христа (Музей Бенаки, Афины, XV в.). Известна икона Богоматери с Младенцем с цветком (Государственный исторический музей, XVI в.).

Другой вариант образа, датируемый 1612 годом, называется «Новая Сокровищница» (гравюра в западном стиле). На нем Пресвятая Дева с Богомладенцем стоит на месяце, а розы растут из головы Христа. Позднее, около 1700 года, в результате заимствования иконографии «Живоносного Источника» и под влиянием акафистных песнопений появляется более привычный для нас образ «Неувядаемый Цвет».

Среди наиболее характерных черт иконографии «Неувядаемого Цвета» можно отметить следующие.

Приснодева и Младенец облачены в царские одежды, на головах царские венцы, а в руках атрибуты царской власти: у Богородицы скипетр, процветший райскими цветами, что символизирует власть Божественную, у Христа — держава как символ Владычества на Небесах и на земле.

На одном из иконографических типов Богомладенец изображается на левой руке Своей Матери, а белые лилии или другие цветы держит либо Дева Мария, либо Христос.

На другом типе Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему в царском облачении на высоком подножии (престоле). Она поддерживает Его левой рукой, а в правой у Нее — процветший райскими цветами жезл (аллегория к ветхозаветному образу Богородицы как «Жезла из корени Иессеева»).

У более древних образов существовало такое отличие: на иконе «Неувядаемый Цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный Цвет» — на левой. На современных иконах эти различия часто не соблюдаются.

  

Что касается образа Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет», который находится в нашем храме, то он удивителен во всех смыслах.

В Ильинский храм он попал в 30-е годы XX века, но сведения о жертвователе, к сожалению, отсутствуют, так как записи по понятным причинам не велись. Образ полюбился, пришелся по душе обыденским прихожанам, о чем свидетельствуют следующие факты.

В виду возраста икона почернела, и лики Богородицы и Младенца Иисуса Христа не очень хорошо просматривались. Тогда было принято решение убрать икону в запасники храма. Но прихожане сразу же заметили «пропажу» любимого образа и отреагировали на нее, попросив вернуть икону на прежнее место.

И на любовь прихожан к Cвоему образу Пречистая ответила любовью — в течение месяца икона обновилась!

Образ, у которого сейчас можно помолиться в нашем храме, — уже отреставрированный (в 2010 году) после чудесного обновления.

Удивителен наш «Неувядаемый Цвет» и своей иконографией. Реставраторами установлено, что икона была написана приблизительно в середине XVIII века. Богородица поддерживает Сына правой рукой, на главах у Них нет царских венцов, но в руке Богомладенца — держава, а в левой руке Пречистой главный символ образа — веточка цветов. Восседает Богородица не на троне, а на облаке.

Надо заметить, что иконография этого образа ближе к западной традиции, нежели к православной, что косвенно подтверждается еще одной особенностью нашей иконы — она написана не на доске, а на холсте.

Перед удивительным и прекрасным образом молятся, прежде всего, о чистоте и праведности, которые явила Собой Богородица, о вразумлении при выборе будущего супруга и о помощи в разрешении тяжелых семейных проблем, о соблюдении супружеской верности.

Анастасия СВИНЦОВА

На фото: этапы реставрационных работ над изображением и оборотом иконы.

Использованные источники:
http://iconexpo.ru
http://ru.wikipedia.org

Наверх