Новости

04 января 2018

25 декабря по старому стилю (7 января по новому) Церковь празднует Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

В нашем храме будут совершены особые богослужения навечерия и праздника Рождества Христова.

Великие, или Царские, часы навечерия в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке начнутся в пятницу, 5 января, в 8 часов утра. К ним присоединится чин изобразительных. Божественной литургии в этот день не положено. В 17 часов будут совершены вечерня и утреня.

В субботу, в Рождественский сочельник, начало Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста в 8 часов утра. Сразу после ее окончания будет совершена великая вечерня праздника Рождества Христова.

Начало праздничного всенощного бдения, состоящего из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа, — 6 января в 17:00. В 23:30 — часы и праздничная Божественная литургия свт. Василия Великого. Вторая литургия начнется 7 января в 10:00. В день праздника Рождества Христова в 16 часов будет отслужена великая вечерня.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель его установления. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же.

Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня прошло в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св. Ипполита, Тертуллиана, св. Иоанна Златоуста, св. Кирилла Александрийского, блаж. Августина), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Составителями современной службы на Рождество Христово являются, в основном, песнотворцы VIIX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св. Косма Маиумский (канон) и другие.

Использованные источники:
http://days.pravoslavie.ru
http://www.hram-feodosy.kiev.ua
http://a-mihail.prihod.ru
http://nastroenie.siteedit.ru
http://www.pravmir.ru

Наверх