Новости

05 апреля 2019

7 апреля Русская Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы

Накануне праздника, в субботу в 17 часов, в нашем храме будет совершено торжественное всенощное бдение. В воскресенье — две Божественные литургии, в 7 и 10 часов утра.

                                                              О послушании Пречистой Богородицы 

«Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери».
                                                                                                                                     Прп.Силуан Афонский

Наступил праздник Благовещения, и церковные песнопения призывают нас воздать славу и хвалу Божией Матери.

Священное Писание и Церковное Предание рассказывают нам, что Господь повелел архангелу Гавриилу лететь в Назарет, чтобы возвестить Чистой Деве о Воплощении через Неё Сына Божия. Смутился Гавриил и, летя в Назарет, размышлял в себе: «Как я войду к Пречистой Деве? Если я, подошедши, постучу в дверь, то это ведь несвойственно духам, ибо для них не существует преград и пространства; если я войду сразу, открою тайну, то Она может испугаться». А Господь, по слову Афанасия Александрийского, не велел пугать Девы Марии. И решил Гавриил обратиться к Ней с радостным приветствием и, вошедши, произнёс: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1, 28). Затем архангел благовестил Деве о том, что от Неё родится Сын Всевышнего. И после того, как ответила Мария смиренно и кротко: «Се, раба Господня» (Лк. 1, 38), благодать Божия объяла Её.

Выражение Девой Марией покорности Богу в этих словах было моментом зачатия Ею Сына Божия. Святой Дух снизошёл на Пренепорочную, и сила Вышнего осенила Её существо, и Сын Божий вселился в предочищенную и приснодевственную утробу.

За Её малым словом — огромные дела, целая история человечества: падение владычества Рима, уничтожение языческих капищ, посрамление мудрецов, осуществление древних пророчеств (1). Непослушание благой воле Божией привело в мир смерть, и врачевание должно было начаться с послушания (Флп. 2, 8).

Отвечая на вопрос о роли послушания в духовной жизни, архимандрит Софроний (Сахаров) говорил (2), что послушание в монастыре не только игумену, но и всем подвизающимся в обители, даёт возможность иметь единую Божественную волю и делает открытыми друг другу тех, кто проявляет это послушание. Человек начинает молиться за всех в своём братстве, а когда понимает, в каком несчастном положении находятся люди без Бога, молится за весь мир.

В миру, напротив, послушание как отсутствие собственной воли, собственного мнения воспринимается как слабоволие, как ущербность современного человека. Но если глубоко осмыслить жизнь любого человека, то можно заметить, что он не может не проявлять послушание другому. Создавая семью, молодые люди выходят за пределы собственного «я», начинают мыслить в категориях супруга. Когда появляются дети, пространство человека раздвигается ещё больше. Это также касается и дружбы. Но часто такое послушание совершается неосознанно и без Бога даётся очень трудно.

Обобщая, можно сказать, что такая естественная жизнь идёт путём разрушения: сокращение лет жизни, дробление на народы, племена, одичание, пороки. Бога познавали остатками света. Естественным развитием этих остатков род человеческих не мог быть исправлен: за две тысячи лет от предания о золотых веках Византии он пришёл к дикому язычеству — культу потребления, совершенному безбожию. Самоисправление человека — лишь мечтание (3).

Послушание Богородицы — это подвиг, который нам трудно даже осознать. Нам нелегко слушаться старших по положению и по возрасту, не говоря уже о младших. Но это возможно, если человек глубоко воспринял пример Божией Матери. На Афоне Божия Матерь является Игуменьей, Покровительницей и примером для всех, кто там подвизается. Преподобный Силуан Афонский приводит такой удивительный случай: «Монастырский эконом посылал одного рабочего по делу, но тот, по неопытности, не хотел идти. Эконом говорит ему: “Иди”. Тогда рабочий рассердился и при всем там бывшем народе, а было человек сорок, назвал эконома собакою. Но эконом пожалел рабочего, и дал ему чаю и сахару, и сказал: “Ты всегда зови меня собакою”. И вдруг рабочему стало так стыдно, что лицо его горело от стыда, и после был он послушнее всех».

Что мы ныне принесём в дар Божией Матери? Лучшее — усвоение духа жизни Её, который состоит в смирении и послушании Богу. От такого внутреннего устроения происходит сила нравственная и твёрдость в жизни, и «в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и даёт ему радость и покой» (4).

священник Андрей Дорохин

1. Святитель Филарет (Дроздов) Московский. Слова и речи, т. I — М., М.: Новоспасский монастырь, 2007.
2. Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовное беседы. Аудио. — Свято-Елисаветинский монастырь, 2005.
3. Святитель Филарет (Дроздов) Московский. Слова и речи, т. I — М., М.: Новоспасский монастырь, 2007.
4. Архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Аудио. — Свято-Елисаветинский монастырь, 2005.

«Благовещение Пресвятой Богородицы» на Царских вратах главного алтаря храма пророка Божия Илии

  

Наверх