Новости

07 сентября 2020

8 сентября — Сретение Владимирской иконы Божией Матери

В понедельник, 7 сентября, в 17 часов будет совершено всенощное бдение. В вторник начало часов и Божественной литургии в 7:40 утра.

До того, как в 1944 году в храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке милостью Божией перенесли чудотворную «Нечаянную Радость», самой почитаемой Богородичной иконой здесь была Владимирская. Искусствоведы утверждают, что эта икона конца XVII столетия является одним из самых точных списков древнего образа.

Да, наверное, и не надо быть специалистом, чтобы увидеть на ней то, что характерно для очень лиричного иконографического типа, называемого и «Умилением», и «Ласкающей», и «Сладким лобзанием». Прильнушие друг к другу ликами Богородица и Богомладенец… Склоненная к Сыну голова Матери… Его рука, обнимающая Ее за шею. А «пяточка»! Так, с любовью и нежностью, называют верующие не прикрытую одеждой ступню Иисуса, по которой легко отличить Владимирскую от других икон этого типа.

Но все же самое замечательное не в удивительном иконописном сходстве нашей Владимирской с чудотворной, которая хранится ныне в храме при Третьяковской галерее. Главное, конечно, в исходящей от нее благодати, в ощущении присутствия Заступницы усердной, вселяющем твердую уверенность в том, что Она не оставит нас сирыми и беспомощными.

Празднование в честь Владимирской иконы Церковь совершает трижды, в память троекратного спасения Богородицей Москвы от лютых ханских нашествий: 21 мая по старому стилю (3 июня по новому) — хана Махмет-Гирея в 1521 году, 23 июня (6 июля) — хана Ахмата в 1480 году, 26 августа (8 сентября) — хана Тамерлана в 1395 году.

Празднуемое сегодня событие, хронологически первое, отмечается особенно торжественно. Как сообщает «Повесть о Темир-Аксаке», Тамерлан, собрав своих воинов, «прошел всю Орду и всю землю Татарскую, подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил». Великий князь Василий Дмитриевич со своим войском отправился в Коломну и встал на берегу реки Оки. Не рассчитывая на силы человеческие, он обратился за помощью в молитве к святителям Московским, к преподобному Сергию и, конечно, к Заступнице Усердной. Было решено для защиты столицы от завоевателя перенести в Москву чудотворный образ Царицы Небесной, находившийся во Владимире. Наступивший Успенский пост русский православный люд посвятил покаянию и усердным молитвам о помиловании.

А в сам праздник Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа, после литургии и молебна, из Владимира в Москву отправился величественный крестный ход с иконой Божией Матери. С волнением и надеждой ожидавшие Владимирскую москвичи тоже вышли крестным ходом во главе с митрополитом Киприаном и князем Владимиром Андреевичем Серпуховским, и 26 августа на Кучковом поле произошла торжественная встреча — Сретение, сопровождавшееся молитвой и плачем…

В это же время хан Тамерлан увидел во сне Сияющую Жену, Которая повелела ему оставить русские пределы и в Которой толковавшие сон узнали Защитницу христиан. В ужасе Тамерлан развернул свое войско и покинул нашу землю.

На месте Сретения москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь. В Москве появилась улица Сретенка, а в церковном календаре — праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Елена ТУЛИСОВА

Использованные источники:
http://www.patriarchia.ru
http://www.iconrussia.ru

Наверх