Новости

01 августа 2023

2 августа Церковь чтит святого пророка Божия Илию

В нашем храме — главный престольный праздник. 

Среди святынь Обыденского храма иконы святого славного пророка Божия Илии, в честь которого освящен главный престол, занимают особое место. Наших прихожан встречает расположенный на левом столпе образ, написанный к 200-летию храма, а в местном ряду иконостаса находится древняя икона с клеймами, рассказывающими о житии пророка.

    

Созданию молитвенного настроения, несомненно, способствует и настенная живопись, созданная во второй половине ХIХ века. Главный придел был расписан маслом в 1887 году, когда в летнюю часть храма провели отопление. Стенопись выполнена в академической манере — Святая Троица Новозаветная с Ангельскими силами в куполе храма, Евангелисты в парусах, Преображение Господне на западной стене восьмерика…

Остальные сюжеты настенной живописи центральной части храма относятся к житию пророка Божия Илии. Попробуем рассказать о них согласно хронологической последовательности событий. Начнем с северной стены, на которой изображено рождение святого Илии (фото 1).

Родиной пророка была страна Галаадская в восточной Палестине. Город, в котором он появился на свет, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином. Происходил Илия из рода Аронова. Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Именно этот момент изображен на нижней росписи на северной стене.

Симметрично ей, на южной стене, расположена композиция, на которой изображен святой пророк Илия около Хорафского потока (фото 2) (3 Цар. 17, 1–7).

После того как царь Израиля Ахав и его подданные отвернулись от Бога Израилева, по слову пророка Илии небо заключилось и настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Следствием засухи был неурожай хлебов, и наступил голод. Святой Илия ожидал, что Ахав, будучи наказан, осознает свое заблуждение, обратится к Богу с покаянием, а вместе с собой обратит на путь истинный и развращенный им народ. Но этого не произошло, и тогда наказание продолжилось и на другой, и на третий год. Вся земля сделалась безводной и сухой, и умирали от голода люди, скот и птицы. Наказание постигло не только Израильское царство, но и окрестные страны. Это произошло по ревности о славе Божией пророка Илии, который не щадил и себя, голодая вместе со всеми.

Тогда Бог послал святого в некое уединенное место, сказав: «Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там». Пророк сделал по слову Господню, и вороны приносили ему хлеб и мясо.

Дальнейшим событиям из жития святого пророка посвящены две из четырех композиций на западной стене центральной части храма. На росписи слева пророк встречает вдову в Сарепте Сидонской (фото 3) (3 Цар. 17, 8–16).

Во время трехлетней засухи Господь премудро склоняет своего раба к милосердию. Он посылает его в Сарепту Сидонскую, находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы тот убедился, какое бедствие нанес не только людям богатым и состоящим в супружестве, но и бедным вдовам. Пророк, придя к воротам этого города, увидел вдову, несущую два полена дров, ибо у нее была только одна горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Так как Илию мучил голод, то он попросил у вдовы кусок хлеба. Вдовица поведала, что хочет в последний раз приготовить обед для себя и своего сына, а потом им предстоит умереть от голода. Но по слову Господа, которое Он изрек через Илию, мука и масло в доме вдовицы оставались неистощимыми, и пророк питался у вдовицы до тех пор, пока не прекратился голод.

Верхняя роспись на правой стороне западной стены изображает, как пророк Илия воскресил умершего сына вдовицы (фото 4) молитвой, соединенной с троекратным дуновением на него (3 Цар. 17, 17–24). Сын хозяйки дома в Сарепте Сидонской, у которой поселился пророк, сильно заболел. Вдовица сказала Илие: «Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Тогда святой отнес ее сына в свою горницу и положил на свою постель. И воззвал пророк к Господу: «Господи, Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» Простершись над отроком трижды, он снова обратился к Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» По молитве Илии Господь совершил чудо — отрок ожил. Получив из рук Илии живого сына, женщина сказала святому: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий и что слово Господне в устах твоих истинно».

Следуя хронологии библейских событий, вернемся к росписи на южной стене. Верхняя композиция изображает жертвоприношение на горе Кармил (фото 5) (3 Цар. 18, 18–39). Пророк Илия собрал народ Израилев и пророков Вааловых и обратился к ним с такими словами: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте». Он предложил принести жертву — двух тельцов, положить их на дрова, но огня не подкладывать: «И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог».

Сначала пророки Ваала положили своего тельца на дрова, начали молиться Ваалу, чтобы он послал огонь на их жертву. «Но не было ни голоса, ни ответа».

Тогда Илия взял 12 камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу и обложил его дровами; рассек тельца, положил его на дрова, а вокруг жертвенника вырыл ров. На жертву и дрова трижды вылили воду, которая наполнила весь ров. И возопил Илия к Богу: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе!»

И упал от Господа с неба огонь и уничтожил все — и жертву, и дрова, и камни, и золу, и даже воду, которая была во рву, — все истребил огонь. При виде этого народ пал лицом на землю, взывая: «Господь есть Бог!»

Композиция, расположенная напротив, на северной стене, изображает чудесное насыщение пророка Илии Ангелом (фото 6) (3 Цар. 19, 1–8). После того как Илия посрамил и умертвил пророков Ваала, жена царя Ахава, Иезавель, угрожала убить святого. Пророк Илия устрашился смерти, ибо был «человек, подобный нам» (Иак. 5, 17). Он бежал в Вирсавию, в царство Иудейское, и удалился в пустыню. После дня пути он сел под можжевеловым кустом отдохнуть. Терзаемый печалью, Илия стал просить у Бога себе смерти: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». Он хотел умереть, чтобы не слышать и не видеть беззаконных людей, презирающих и отвергающих своего Бога. С молитвой на устах святой уснул под деревом.

И коснулся его Ангел Господень, говоря: «Встань, ешь и пей». Поднявшись, Илия увидал у своего изголовья лепешку и кувшин воды. Поев и напившись, он опять уснул. Ангел Господень вторично коснулся его, говоря: «Встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою». Опять Илия встал и, подкрепившись пищей, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива, где поселился в пещере.

Именно здесь явился пророку Господь — не в ветре, не в землетрясении, не в огне, а «в гласе хлада тонка» (3 Цар. 19, 11–12).

Вернемся к росписям на западной стене. На нижней изображен пророк Илия и 50 мужей, посланные за ним Охозиею (фото 7), воцарившимся над Израилем после смерти Ахава (4 Цар. 1, 3–15). Прогневав Бога делами, подобными делам своего отца, Охозия заболел и отправил послов узнать, суждено ли ему выздороветь, «у Веельзевула, божества Аккаронского». Встреченный ими пророк Илия сказал: «Разве нет Бога в Израиле?» — и предрек, что царь не сойдет за это с постели, но умрет. Дважды приходили за пророком от царя пятидесятоначальники со своими пятидесятками, дважды попалял их огонь. Пришедший третьим упал пред Илией на колени, умоляя его пойти с ним. «И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю». Илия повторил Охозии сказанное прежде, и по слову Господню, изреченному через святого пророка, тот умер.

Обратимся, наконец, к росписи, расположенной на западной стене в центре над проходом в трапезную часть и изображающей огненное восхождение святого Илии пророка (фото 8) (4 Цар. 2, 1–13).

Настало время, в которое Господь определил взять пророка Илию живым на небо. Илия и его ученик Елисей шли из города Галгала. Трижды хотел Илия оставить Елисея в городах, через которые они проходили, но, зная о предстоящем чуде, тот говорил: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя». Дойдя до Иордана, они, после удара пророка Илии по воде милотью, перешли реку посуху.

«Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо». Елисей, ставший свидетелем огненного восхождения пророка Илии, получил брошенную ему учителем милоть и дар пророческого духа вдвое больший, чем имел Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Божий Илия будет Предтечею Второго Страшного Пришествия Христова и во время проповеди примет телесную смерть. Об этом мы поем в тропаре, звучащем на каждой Божественной литургии в нашем храме, освященном в честь славного пророка. С особым чувством — в день его памяти.

Ольга СЕЛЕЗНЕВА

ТРОПАРЬ ПРОРОКА ИЛИИ, глас 4-й

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, / свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти / и прокаженныя очищати, // темже и почитающим его точит исцеления.

Использованные источники:
http://calendar.rop.ru
http://www.vidania.ru

 

Наверх