Новости

26 июля 2018

28 июля по новому стилю Церковь чтит святого равноапостольного великого князя Владимира

Накануне праздника, в пятницу, в 17 часов начнется всенощное бдение. В субботу, 28 июля, начало часов и Божественной литургии в 7:40 утра.

Пятый из русских князей, святой Владимир был внуком святой равноапостольной великой княгини Ольги (первой русской княгини-христианки, нареченной во святом Крещении Еленой (†969), сыном Святослава (†972).

Став великим князем Киевским — главою над всей Русью — решительный и храбрый Владимир расширил свои владения. Он понимал, что лишь единая вера способна объединить людей, сделать их одним большим народом великой державы. В то время князь был язычником. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и его сын Иоанн, которые стали первыми христианскими мучениками земли Русской (день памяти 12/25 июля). Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

«И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое».

Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о разных религиях — мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве.

Замечательны слова, сказанные Владимиром иудейским учителям. «Где ваша земля?» — спросил у них князь. «Наша земля — Иерусалим и Палестина, — отвечали они, — но мы прогневали Бога грехами, и Он рассеял нас по всей земле». — «Как же вы можете учить других, когда сами отвержены Богом и рассеяны по всей земле? — заметил тогда Владимир. — Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества».

На Владимира очень сильно подействовал греческий проповедник, показавший ему картину Страшного Суда. «Хорошо праведникам по правую сторону, горе же грешникам по левую!» — сказал со вздохом Владимир. «Крестись, и ты будешь в раю с первыми», — отвечал ему проповедник.

Потом князь направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали о тамошних религиозных обычаях и обрядах. Самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали — на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».

Затянувшийся «выбор вер» был обусловлен сопротивлением влиятельных сил в самом Киеве. Лично для себя Владимир уже принял решение и решил обратиться в Православие. Тем более, что Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но и давние торговые, политические и даже религиозные контакты.

Итак, выбор был сделан. Но, не желая подчинения Руси грекам, Владимир пошел на них войной и взял Херсонес. Оттуда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию II и Константину с требованием руки их сестры, царевны Анны. Те отвечали, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. Царевна советовала ему поспешить с крещением, чтобы избавиться от слепоты и телесной и душевной.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, Владимир познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» Крещенный в церкви святого Василия Великого, князь Владимир получил христианское имя Василий, что в переводе с греческого означает «царственный». При виде его чудесного исцеления уверовали во Христа бывшие с ним княжеские дружинники и бояре, и все крестились.

Крестившись, Владимир уверовал всем сердцем и во многом преобразился. Теперь он отказывался казнить разбойников, ибо понял, что лишение жизни, как и дарование ее, есть дело Божье, а не людское. Прежний многоженец стал примерным семьянином.

В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого апостола Андрея Первозванного, прошло венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны.

Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, что и было совершено в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Затем разослал по городу глашатаев, передающих киевлянам княжеский указ: «Если не придет кто завтра на реку креститься — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, пошли люди к Днепру, радуясь и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князи и бояре».  

«И сошлось там людей без числа, — говорит летописец и далее продолжает. — Взрослые вошли в воду и стояли там одни по шею, другие — по грудь, некоторые держали младенцев, иереи же совершали молитвы, стоя на берегу. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ». Это произошло в 988 году.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19–20).

Крещение Руси объясняется целым рядом исторических причин. Но главное, к этому решению — принятию христианства — привело наших предков неизреченное милосердие Божие, Его желание спасти всех и каждого, «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 3–4).

В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду» 1 августа, соединившийся с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этом соединении праздников нашло точное выражение русское богословское сознание, для которого неразрывны понятия «крещение» и «крест».

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на их месте рубить по холмам церкви, освящать престолы для бескровной жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки», словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати» святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются, и иконы святых являются, бесы убегают, крест грады освящает».

С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм в честь своего небесного покровителя, святого Василия Великого, на холме, где ранее находился жертвенник Перуна, и заложил на месте мученической кончины варягов Феодора и Иоанна каменный храм Пресвятой Богородицы (Десятинный). Тем самым святой равноапостольный Владимир посвящал стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Тогда же великим князем была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. В 1007 году святой Владимир перенес в него мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

Со временем Церковь стала высшим авторитетом по делам семейным и разбирала все семейные конфликты, призывая людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери, содействуя укреплению семьи. Влияла Церковь и на усиление единства Руси, выступала против междоусобиц. Церковные деятели не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры. Больным и нищим доставляли бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога. Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин — Добрыни Новгородского, Александра Поповича, Рогдая Удалого, которых он очень любил и щедро награждал за верную службу. По существу, при нем на Руси было положено начало системы благотворительности, которую инициировал и поддерживал сам великий князь.

Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения на России.

Святой Владимир сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. Гарнизоны первых крепостей и военных поселений стали новым постоянным войском, увеличивавшим силу Владимира. В сознании дружинников племенных княжений (кривичи, волыняне, весь и др.) появилось сознание службы не конкретному князю, а самой Русской земле, всему ее народу. Именно тогда и сложилось само понятие — «Русская земля».

А князь Владимира вошел в русскую историю с именем «Красное Солнышко». Так его назвали русские люди за доброту, ласку, приветливость. Таким выведен князь Владимир в наших былинах. Он центр, вокруг которого подвизаются богатыри, «стоятели и оберегатели святорусской земли».

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Святой Владимир именуется равноапостольным, потому что с таким же усердием, как и святые апостолы, просвещал верою в Иисуса Христа своих подданных.

Святитель Иларион, митрополит Киевский (†1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого.

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Имя и дело святого равноапостольного Владимира связано со всей последующей историей Руси и Русской Церкви.

Материал подготовил Владимир ПЕРЕПЕЛИЦЫН

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира, глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера, / славнодержавный Владимире, / на высоте стола седя матере градов, / богоспасаемаго Киева: / испытуя же и посылая к Царскому граду / уведети православную веру, / обрел еси безценный бисер — Христа, / избравшаго тя, яко втораго Павла, / и оттрясшаго слепоту во святей купели, / душевную вкупе и телесную. / Темже празднуем твое успение, / людие твои суще, // моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Величание равноапостольного великого князя Владимира 

Величаем тя, / святый равноапостольный княже Владимире, / и чтим святую память твою, / идолы поправшего // и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго.

Использованные источники:
http://www.abc-people.com
http://days.pravoslavie.ru
http://russkieknyazya.narod.ru

Наверх