Святитель Афанасий Ковровский, исповедник

Празднование: 15/28 октября

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, / святителю отче Афанасие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ

Сережа Сахаров родился в семье с традиционным провинциальным укладом. Детские и юношеские годы его прошли в древнем и святом граде Владимире-на-Клязьме. Ребенок охотно ходил в храм и очень любил торжественное архиерейское богослужение, а дома играл «в церковь», сооружая из материнского платка что-то вроде архиерейского облачения и изображая службу: кадил, благословлял и т. д. И уже в юности проявилась способность обходить соблазны времени, а быть может, и не замечать их. 

Еще в Шуйском духовном училище Сергий Сахаров пишет свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. 

После Владимирской семинарии была учеба в Московской духовной академии. Здесь Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем Афанасий. Академическое его сочинение «Настроение верующей души по Триоди постной» уже свидетельствует о большой осведомленности автора в вопросах церковной гимнологии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь.

В 1917 году в лавру преподобного Сергия съехались представители всех российских мужских монастырей. На этом съезде иеромонах Афанасий (Сахаров) избирается членом исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917–18 годов, где работает в отделе по богослужебным вопросам. 

В это же время он начинает составлять знаменитую службу Всем святым, в земле Российской просиявшим, ставшую замечательным литургическим памятником его любви к нашей Святой Церкви. После собора Афанасий возвращается во Владимирскую епархию, и вскоре его (уже в сане архимандрита) назначают наместником двух древних монастырей епархии — Боголюбского и владимирского Рождества Пресвятой Богородицы.

Важнейшим и переломным событием в жизни владыки Афанасия стало поставление его из архимандритов во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, 10 июля 1921 года. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. 

Перед хиротонией будущего архипастыря вызывали в ГПУ и угрожали репрессиями в случае, если он согласится стать архиереем. Если до революции архиерейский жезл давал значительные социальные преимущества, то в 1920-е годы архиерейство не обещало ничего, кроме преследований и лишений. 

Главной заботой и болью святительского подвига владыки Афанасия было не противодействие властей, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а появление внутри Церкви нового раскола, известного под именем «обновленчества». Противостояние святителя Афанасия обновленческому расколу — это не столько борьба с еретическими убеждениями, сколько обличение иудина греха — отступничества от Церкви Христовой, предательства ее святителей, пастырей и мирян в руки палачей.

Первый раз святителя Афанасия арестовали всего через семь месяцев после хиротонии. По его собственным подсчетам, за годы архиерейства на кафедре он провел лишь 2 года, 9 месяцев и 2 дня, а «в узах и горьких работах» (т. е. в тюрьмах и ссылках) — 21 год, 11 месяцев и 12 дней.

Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым и изнурительным: тюрьмы: владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, туруханская, лагеря: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии...

У архиерея-исповедника в лагере была «любимая работа» — уборка отхожих мест и вывоз нечистот; он понимал это «послушание» лагерным властям как роднящее его с другим святым гимнографом Православной Церкви — преподобным Иоанном Дамаскиным.

С 1927 года фактически единственным святителем, имевшим реальную возможность и каноническое право возглавить РПЦ, был митрополит Сергий (Страгородский). Первоначально епископ Афанасий поддерживал все действия митр. Сергия, направленные на упрочение положения Православной Церкви. Однако в 1933 году, спустя несколько лет после Декларации, владыка направил заместителю Патриаршего местоблюстителя письмо с отказом от церковного послушания ему и перестал возносить за богослужением его имя. С этого момента епископ Афанасий встал в ряды непоминающих митрополита Сергия.

Не признавая полностью каноничности прав митрополита Сергия, епископ Афанасий тем не менее признавал возглавляемую им Русскую Православную Церковь, не считал безблагодатными храмы, где возносилось имя митрополита Сергия, посещал их, общался с некоторыми иерархами и клириками, состоящими в послушании Московскому Патриарху. 

Если в отношении митрополита Сергия у владыки Афанасия были сомнения, то к вновь избранному Патриарху Алексию (Симанскому) он относился с полным признанием его канонических прав. В 1955 году, после окончательного освобождения, владыка был принят новым Святейшим в каноническое общение.

9 ноября 1951 года окончился последний срок лагерных мытарств шестидесятичетырехлетнего святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим почти не отличался от лагерного.

7 марта 1955 года епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье.

Последние годы жизни святитель жил на покое в подмосковных Петушках. В реабилитации ему было отказано. В хрущевские времена реабилитировали в первую очередь бывших советских и партийных функционеров, арестованных во время партийных чисток. Служители церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались.

Вынужденная изоляция святителя не была затвором. Он вел огромную переписку, к нему постоянно приезжали люди со своими вопросами и проблемами. В последние годы жизни трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внёс немало исправлений в месяцеслов святых. Составил несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.

Святитель Афанасий умер 28 октября 1962 года. Его последние слова: «Молитва всех вас спасет». Его похоронили на Введенском кладбище Владимира, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде Владимирской тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать. 

Канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 в лике новомучеников и исповедников Российских. Мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году. В течение долгого времени в помещении этого монастыря располагалось Владимирское ЧК. Крестный ход с мощами шел тем путем, по которому епископа Афанасия из тюрьмы водили на допросы.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Славы Божия ревнителя / и благолепия церковнаго блюстителя, / тесным житием и многими подвиги / великому иерарху Александрийскому подобника, / святителя Афанасия, исповедника Российскаго, усердно восхвалим, вернии, / сей бо присно молится / о спасении земнаго Отечества своего / и о всех, живущих в нем, / велегласно с любовию взывая: / Русь Святая, / храни веру православную, // в нейже тебе утверждение.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ АФАНАСИЮ

О, многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый Церкве Русския, Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодохновенная! Ты во дни гонений на Церковь Христову лютая неистовства неверных претерпел еси и, яко пленник нагий, от места на место неволею преходил еси, не имеяй зде пребывающаго града, но Небеснаго взыскуяй. Сего ради благодатию Святаго Духа просвещен, паству твою делы паче слов поучая, исповедник Святыя Церкве явился еси. Темже, блаженства изгнанных правды ради сподобився и Престолу Пренебесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да возродится Русская земля святым покаянием, да утверждается Святая Церковь непозыблемо от ересей, расколов и гонений, да пребудут пастыри и чада Ея тверды во исповедании святаго Православия и единым сердцем и едиными усты прославляют дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.