Новости

21 марта 2024

22 марта — день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся

В связи с совпадением праздника с пятницей первой седмицы поста служба 40 севастийским мученикам переносится на субботу.

День, в который празднуется подвиг сорока севастийских мучеников — молодых, сильных, смелых, непобедимых воинов Христовых — всегда выпадает на Великий Пост. Это, конечно, промыслительно. По-человечески естественная скорбь о мученической кончине особенно уместна именно в этот период церковной жизни, но, кроме того, пример удивительного подвига святых призван затронуть наши черствые души и хоть чуточку возбудить в нас радость духовной весны.

После страшного гонения на христиан Диоклетианом, Максимилианом, Галерием и Констанцием Хлором настало время правления Константина Великого, уравнявшего христиан в правах с язычниками, что было не по нраву врагу рода человеческого. Ликиний, желавший пойти войной против Константина, решил уничтожить всех христиан, проживавших на подвластной ему территории и входивших в его войско.

В их число попала и руководимая ревностным язычником Агриколаем дружина из сорок капподокийских христиан. И угрозами, и лестью старался Агриколай склонить своих подчиненных принести жертву языческим богам. Но воины оставались верны христианству, прибегая к главному оружию против искушений (так часто возникающих во время Великого Поста…) — усердной молитве, которая не осталась неуслышанной. Сам Спаситель укрепил воинов евангельскими словами: «Претерпевый до конца спасен будет» (Мф. 10, 22).

Прибывший через несколько дней в Севастию знатный сановник Лисий устроил суд над христианами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели, а один из них, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю.

Заключенные в темницу воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа, обещающего им нетленные венцы: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).

Ожесточившиеся мучители придумали новое испытание. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво.

(На иконе, рассказывающей о подвиге сорока севастийских мучеников, красноречиво скрыто лицо того, кто соблазнился… А оставшихся воинов мы видим стоящих плечом к плечу, поддерживающих друг друга, так, чтобы отдать брату частичку своего тепла и помочь выдержать страшное испытание. Только ли во время поста поучителен для нас их пример?..)

«Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Ужели мы не пожертвуем своею жизнию из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Ужели мы не вынесем смерти за правду? Не уклонимся, товарищи, не обратим хребта диаволу. Есть у нас плоть, не пощадим ее. Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтоб жить. Да будет жертва наша пред Тобою, Господи (Дан. 3, 40). Как жертва живая, благоугодная Тебе, да будем приняты мы, всесожигаемые сим хладом, — мы, приношение прекрасное, всесожжение новое, всеплодствуемое не огнем, но хладом», — так поэтично изложены для нашей душевной пользы чувства и переживания святых мучеников святителем Василием Великим.

В третьем часу ночи Господь послал отраду Своим верным рабам: неожиданно стало светло, лед растаял, вода в озере стала теплой. А бодрствовавший стражник Аглаий был потрясен необычайным зрелищем — с небес спускались мученические венцы!

Надо сказать, что Аглаий проявил внимательность, насчитав не сорок, а тридцать девять венцов. Поэтому он понял, что бежавший воин лишился великого дара от Царя. Бесстрашная ревность ко Господу разгорелась в сердце Аглаия, подобно апостолу Фоме воскликнувшему: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28). Всем своим существом познав Господа, со словами «И я — христианин!» он сбросил с себя одежду и бесстрашно присоединился к мученикам. Стоя в воде, Аглаий молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

(А всегда ли мы внимательны к тому, что происходит в церковной жизни, замечая важные для нашего спасения «мелочи»? Ну например, многие ли обыденские прихожане могут показать, где в нашем храме находится образ почитаемых сегодня святых? Вот и мне довелось узнать о нем только тогда, когда одна из ревностных почитательниц этих угодников Божиих попросила меня немного отойти в сторону от образа Божией Матери «Достойно есть», чтобы поставить подсвечник под иконой сорока севастийских мучеников… Да, именно здесь, над иконой Богородицы, среди икон прекрасного письма монахини Иулиании, в миру Марии Николаевны Соколовой, и ее помощницы Ирины Васильевны Ватагиной располагается этот образ.)

Увидев, что мученики живы и к ним присоединился еще и страж Аглаий, судьи отдали приказ подвергнуть их новому истязанию, ведущему к мучительной смерти — перебить голени молотами. Святые мученики, претерпевая страшные муки, не ослабевали в ревности и в предсмертные минуты с духовным веселием взывали: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123, 7–8).

Еще один пример христианского мужества дает сегодняшний праздник — матери, благословляющей сына на мученический подвиг. Что может быть невыносимее для родителей, чем страдания их чада? Какой же силой веры и духа должна была обладать мать самого молодого из севастийских воинов Мелитона!

Когда все мученики, кроме этого юноши, преставились ко Господу, мучители приказали слугам возложить тела умерших святых на колесницы и везти на сожжение, а Мелитона оставили лежать на земле. Тогда благочестивая мать взяла его на собственные плечи… Скоро несомый ею сын испустил дух, и она сама, своими материнскими руками, возложила тело любимого чада на колесницу к сподвижникам.

Но и после смерти мучеников не оставили в покое. Тела были сожжены, а оставшиеся по Промыслу Божию кости выброшены в реку, чтобы христиане не могли их забрать и сохранить для воспоминания о мученическом подвиге.

Но Господь, «хранящий все кости угодников Своих» (Пс. 33, 21), не попустил ни одной из них погибнуть в воде. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии блаженному Петру, сказав вынести ночью из реки их останки. Кости святых и даже их малейшие частицы сияли в воде как звёзды. Собранные, они были погребены в честном месте.

Не позволив утратиться памяти о великом подвиге севастийских мучеников, Господь сохранил и их имена: Кирион (Кирий), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Валент (Уал), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанеий, Илиан, Сисиний, Аггий, Афтий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Анастасия СВИНЦОВА

Использованные источники:
http://www.pravoslavie.ru
http://akafist.ru
http://idrp.ru

Наверх