Новости

30 ноября 2017

2 декабря Церковь чтит святителя Филарета, митрополита Московского

В пятницу, накануне дня памяти святителя, в нашем храме в 17 часов будет совершено всенощное бдение. В субботу начало часов и Божественной литургии в 7:40 утра.

Память святителя Филарета поистине является всенародной. Мы почитаем митрополита Московского как святителя, составителя Катехизиса Православной Церкви, молитвенника и чудотворца, устроителя храмов и монастырей, переводчика текстов Священного Писания, просветителя россиян в период вольнодумства и все более распространявшегося отступления от веры в угоду зарубежным веяниям.

«Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души» — это первый стих Катехизиса, составленного митрополитом Филаретом. Всю свою жизнь святитель посвятил тому, чтобы благоугождать Богу — исполняя слова «Тебе, Господи».

Василий Михайлович Дроздов, в будущем святитель Филарет, родился 26 декабря 1782 года (8 января 1783 года) в подмосковной Коломне. Его отец был дьяконом кафедрального Успенского собора, а впоследствии священником и преподавателем семинарии. Мать будущего святителя Евдокия Никитична была доброй, тихой, религиозной и благочестивой женщиной. Большое влияние на жизнь мальчика оказал его дед по материнской линии — священник Никита Филиппов, который принял на себя подвиг затворничества и уединялся для поста и молитвы, посещая только церковные богослужения.

В 17 лет юноша был перераспределен для обучения в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, где проявил небывалый дар красноречия, из-за чего митрополит Московский Платон учредил особую должность — лаврского проповедника.

Близился час самого важного в жизни человека выбора — определения жизненного пути ко спасению. 16 ноября 1808 года Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святого Филарета Милостивого. Постриженник хотел на всю жизнь остаться в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы служить у раки преподобного Сергия. Однако Божий промысел распорядился иначе — уже в 1809 году Филарета направляют в Санкт-Петербург, где он становится инспектором столичной семинарии и бакалавром философской кафедры. В скором времени столичная знать узнает о необычайном даре красноречия Филарета, и ни одно крупное событие не обходится без его проповеднического слова. Уже в марте 1812 года Филарет назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии и настоятелем новгородского Юрьева монастыря.

Помимо проповеднического делания святитель Филарет становится и неутомимым тружеником в деле перевода текстов Священного Писания с латинского на русский язык, что имело важнейшее значение для православных верующих.

В марте 1816 года Филарет назначается настоятелем Новоспасского монастыря, с оставлением за ним должности ректора Санкт-Петербургской Духовной академии. А в 1817 году состоялась его архиерейская хиротония во епископа Ревельского. В марте 1819 года он был назначен на Тверскую кафедру в сане архиепископа и тогда же стал членом Святейшего Синода.

В июне 1821 года Филарет возвращается в Москву. Здесь он прослужил до конца жизни — в общей сложности более 50 лет. В мае 1823 года публикуется его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», по которому впоследствии училось великое множество студентов русской духовной школы и который переведен на многие языки.

Поразительна роль владыки в драматических декабрьских событиях 1825 года. Когда скончался Александр I, именно Филарет своими действиями способствовал тому, что, в то время как в Петербурге произошло выступление декабристов, в Москве присяга Николаю I прошла без каких бы то ни было волнений — по воле императора Александра I святитель втайне хранил в Успенском соборе Московского Кремля Высочайший Манифест о назначении наследником престола Великого князя Николая Павловича. В знак монаршей благодарности в тот же день архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита.

Святитель сыграл свою роль и еще в одном ключевом событии русской истории 19 века — отмене крепостного права. Несмотря на то, что он лично был против отмены крепостного права, по настоянию императора Александра I и чтобы умиротворить крестьян, митрополит составил текст манифеста.

Благочестивый подвижнический образ жизни святителя Филарета не мог миновать козней лукавого — на святителя клеветали, грозили изгнать из Москвы. Когда митрополит отказался освящать Триумфальную арку, содержавшую фигуры языческих богов, на него разгневался царь Николай I.

Неутомимой была и работа святителя по воссозданию русских храмов и монастырей — он заботился о том, чтобы восстанавливались заброшенные обители, получала устроение духовная жизнь, соблюдался строгий монашеский устав.

Важнейшим из дел святителя стало присоединение униатов к Церкви. После правления Екатерины II и наполеоновского нашествия большое влияние приобрел запрещенный к тому времени в Европе орден иезуитов, который действовал наряду с различными мистическими сектами и масонскими ложами. В результате начался процесс тайного перехода представителей русской знати в католицизм. Благодаря необыкновенной образованности, дару слова, подвижнической жизни святителю Филарету удалось многих из них возвратить к вере отцов.

Святитель Филарет потрудился и в издании жития преподобного Серафима Саровского, предотвратив Дивеевскую смуту, когда лжеученик преподобного монах Иосаф пытался насадить в обители богопротивные порядки.

Святитель Филарет служил в разных храмах первопрестольной, особенно часто в Чудовом монастыре, вел богослужение спокойно и неторопливо. Почти всегда проповеди он читал по приготовленным заметкам и по смирению никогда не дерзал говорить что-либо наизусть или импровизировать.

Отрывок из воспоминаний современников повествует об угоднике Божием: «Одевался митрополит Филарет очень просто, но рваных и грязных одежд не терпел. По необходимости употреблял и шелковые подрясники и рясы разного цвета. Зимой для выездов он имел шубу на меху из рыжей лисицы и признавал ее лучше всех дорогих шуб. Стремление к простоте и бегство от роскоши были как бы насущной потребностью святителя. Даже посох, употребляемый за богослужением, он желал иметь деревянный. Святитель Филарет жил в весьма скромной обстановке, довольствуясь самым необходимым для жизни. Любил играть в шахматы и на гуслях, чему научил его дедушка. Гостей из-за границы принимал радушно, уважая в них человеческое достоинство, но в вопросах веры оставался всегда твердым».

Нельзя не вспомнить знаменитый поэтический диалог святителя Филарета с великим русским поэтом Александром Пушкиным. В своем стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…» поэт жалуется на праздность ума, тоску и однозвучность жизни. Но митрополит в стихотворной форме ответил поэту, напомнив, что мы сами делаем выбор в пользу зла и только призыв к Создателю созидает чистое сердце. Пушкин, тронутый силой слова святителя, написал еще одно чудесное стихотворение о том, что поэт «в священном ужасе» внемлет арфе Филарета, призывающей душу и совесть к самому верному лекарству — покаянию.

И конечно, труды митрополита Филарета не могли остаться без особого знака милости Божией — еще при жизни он получил от Господа дар чудотворения, известны многие случаи исцелений и благодатной помощи по его молитвам в разных тяжелых обстоятельствах. Однажды, отслужив литургию, он медленно шел к выходу из храма, окруженный народом. Одна женщина подвела к нему свою маленькую дочь. Обращаясь к девочке, святитель спросил: «Как тебя зовут?» Мать испуганно вмешалась: «Владыка, она глухонемая! Она и не слышит и сказать не может…» — «Тебя она не слышит, а меня слышит», — возразил Филарет и еще раз задал вопрос: «Как твое имя?» Она отчетливо ответила: «Мария». — «Прочти Отче наш!» Девочка прочитала. Святитель ее благословил и сказал: «Ну, все в порядке — будешь говорить».

Незадолго до смерти владыки покойный отец во сне наказал ему беречь 19-ое число. 19 ноября 1867 года, после служения Божественной литургии, митрополит Филарет удостоился мирной кончины. Тело святителя Московского было погребено в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1994 году митрополит Филарет был причислен к лику святых, а 9 июня 2004 года его мощи были торжественно перенесены из Успенского собора Лавры в Москву, в возрожденный Храм Христа Спасителя, в проектирование и создание которого святитель при жизни внес неоценимый вклад. Мощи святого, ставшие одной из главных святынь кафедрального собора Русской Православной Церкви, почивают здесь в раке к югу от Царских врат. И прихожане нашего храма, расположенного в непосредственной близости от Храма Христа Спасителя, всегда имеют возможность поклониться и помолиться святителю Филарету, митрополиту Московскому.

  

Ежедневная молитва святителя Филарета об избавлении от искушения

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

А. С. Пушкин:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Святитель Филарет:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забытый мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

А. С. Пушкин:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

__________________________________________

Использованные источники:
http://vichuga-voskr.cerkov.ru
http://azbyka.ru
http://xxc.ru
http://pravchelny.ru
http://blagozvon.ru
https://ru.wikipedia.org
http://www.logoslovo.ru

Наверх