Новости

16 февраля 2020

Проповедь в день памяти святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

16 февраля на Божественной литургии по запричастном стихе иерей Андрей ДОРОХИН произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему…»

Среди всех церковных молитв эта занимает особое место — она произнесена святым праведным Симеоном, но узнаем мы о ней из Евангелия. Слова праведного Симеона были обращены непосредственно к Тому, Кого он видел и Кого держал на своих руках. Сказаны они были в день, когда праведный Симеон и пророчица Анна по Божественному просвещению пришли в храм встретить Богомладенца и Его Матерь в храме и увидеть своими собственными глазами Того, о Котором писали пророки как о Спасителе мира. Сегодня мы прославляем праведного Симеона и пророчицу Анну, которые являются также покровителями нашего храма, так как один из алтарей посвящен этим святым.

Из Евангелия (Лк. II, 22–39) мы узнаём , что на 40-й день по Рождестве Христовом Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла своего Сына, Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу и принести установленную законом Моисея жертву очищения. И два праведника по повелению Святого Духа пришли в Иерусалимский храм встретить Младенца Иисуса и Его Матерь — праведный Симеон и пророчица Анна. Там и состояласть эта Встреча — по-церковнославянски Сретение. Тогда же праведный Симеон изрёк слова своей молитвы «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», а пророчица Анна открыто свидетельствовала о Младенце как Мессии.

В молитве праведный Симеон выразил то, что он вынашивал и хранил много лет, «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытая святым его» (Кол. 1, 26). С этой тайной праведный Симеон соприкоснулся, когда он, один из семидесяти «толковников», т. е. переводчиков, переводил Священное Писание Ветхого Завета на греческий для египетского царя Птоломея II в 3-м веке до Рождества Христова. При переводе пророка Исайи в том месте, где говорится «Се, Дева во чреве приимет…», Симеон хотел перевести «Се, Жена во чреве приимет…». В это время ему явился ангел, который подтвердил, что именно «Дева», а не «Жена» во чреве приимет и родит Сына, а также возвестил ему, что он «не увидит смерть, пока не встретит эту Деву и Её Сына».

По церковному преданию, праведный Симеон прожил триста шестьдесят лет. Бог продлевал жизнь святого сквозь века, чтобы он мог дожить до года, когда от Девы родился Безлетный Сын,  встретил Его во Иерусалимском храме.

Нам не под силу понять, что может испытывать человек, живущий века. Сменяются поколения, близкие уже ушли из этой земной жизни, меняются государства, цари — Симеон пережил 16 египетских царей династии Птоломеев. Чего было в его жизни больше — удивления промыслу Божия или усталости от земной жизни? Некоторые светские писатели даже пытали по-своему осмыслить такую жизнь. Американский писатель Скотт Фицджеральд написал рассказ «Загадочная история Бенджамина Батонна». Там главный герой рождается стариком и с течением времени, пройдя все жизненные этапы, под конец становится ребенком. Герой жил вопреки времени, и жизнь его была трагична. Но писатель очень ярко выразил главную черту жизни героя — его жизнь шла не концу, а к началу.

В христианском осмыслении такого развития жизни человека можно вспомнить работу отца Павла Флоренского «Иконостас», в которой он говорит, что жизнь духовная жизнь имеет, как в иконах, обратную перспективу, т. е. действия в жизни разворачиваются не от человека, а к человеку, к главным событиям в его жизни.

В жизни святых Симеона Богоприимца, так еще его именует Церковь, и пророцы Анны главным событием была встреча Богомладенца в храме и свидетельство о Младенце как о Спасителе мира. Но как они сумели оказаться «в нужное время и в нужном месте»? Евангелие говорит, «и прииде Духом в церковь». Это можно назвать Божественным просвещением. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Поступи так, как тебя просветит Господь». Но при этом не нужно думать, что удобство для человека и есть просвещение от Бога. Даже самая безупречная человеческая правда обязательно несет в себе человеческое начало. До тех пор, пока в духовном человеке есть человеческая правда, Дух пытается извергнуть из него эту правду, как инородное тело, и человек ведёт тяжелую брань, то побеждая, то сдавая позиции: «Отдай кровь и прими Дух» (свт. Игнатий Брянчанинов). Так сначала идет брань против грубых грехов и помыслов через молитву, духовные поучения и телесные подвиги; позже появляются только благие помыслы, но потом, как говорит преподобный Паисий, исчезают и они, и появляется некоторая пустота, и после этого приходит Божественное просвещение.

Может показаться, что Божественное просвещение может быть только у таких людей, как праведный Симеон и Анна пророчица. На это можно ответить словами того же преподобного Паисия: «Своим распятием Христос дал всем людям возможность получить Божественное просвещение». Аминь.

Наверх