Новости

14 января 2021

15 января по новому стилю — день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского

В Обыденском храме престольный праздник — в честь преподобного Серафима в главном алтаре освящен приставной престол.

В четверг в 17 часов будет совершено всенощное бдение. В пятницу начало часов и Божественной литургии в 7:40 утра.

Дважды в год празднуется память преподобного Серафима Саровского, столь почитаемого в нашем храме. Летом, 1 августа, — день рождения батюшки Серафима и день его прославления в лике святых, а зимой, 15 января, православные христиане с великой любовью и почитанием вспоминают преставление святого угодника и радуются великой радостью, благодаря Господа за чудесное второе обретение мощей неустанного молитвенника, ходатая, пасхального святого!

Преподобный Серафим сподобился лицезреть Спасителя, отчего, по свидетельству самого батюшки, сердце его «возрадовалось чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу!» С тех пор Серафим, тогда еще иеродиакон, проводил дни с утра до вечера в монастыре, а ночью предавался молитве в пустынной келье… Все большие и большие труды возлагал он на себя в поисках благодатного Огня, посетившего его во время Божественной литургии. Позже старец присоединил к ним подвиги молчальничества и затвора. Так возрастал в Духе будущий великий святой.

Задолго до смерти преподобный Серафим готовился к встрече с Господом и не забывал о часе смертном, для чего сделал себе гроб и поставил его в сенях своей кельи, где часто молился. В беседах с братией монастыря батюшка говорил: «Когда я умру, умоляю вас, братия, положите меня в моем гробе».

Преподобному любимцу Богородицы по его молитвам многое было открыто не только о приходящих к нему за утешением, но и о себе самом. Так, преподобный говорил о своем прославлении и о перенесении мощей в Дивеево, поведав и о том, когда и как откроется всем его кончина…

Старец Серафим имел обыкновение при выходе из монастыря в пустынь оставлять в своей келье горящие перед образами свечи. Брат Павел, исправлявший иногда обязанности келейного, говаривал старцу, что от зажженных свечей может произойти пожар, но батюшка всегда отвечал на это: «Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

1 января 1833 года, в день воскресный, отец Серафим пришел в последний раз в больничную церковь во имя святых Зосимы и Савватия, приложился ко всем иконам и поставил свечи, причастился Святых Христовых Тайн… По окончании литургии он простился с братией, всех благословил и поцеловал. Вечером было слышно, как старец пел в своей келье пасхальные песни, а 2 января, в шестом часу утра, брат Павел, выйдя к ранней литургии, почувствовал запах дыма… Открыв келью батюшки, увидели тлеющие вещи и некоторые книги, огня не было.

Преподобный Серафим в своем белом балахончике стоял на обыкновенном месте молитвы перед иконой Божией Матери «Умиление» на коленях, со сложенными крестообразно руками, с открытой головой, с медным Распятием на шее.

Сбылись и другие слова преподобного, сказанные им одной из дивеевских сестер: «Матушка, какой нынче будет новый год, земля постонет от слез!» Весть о кончине старца отца Серафима быстро разнеслась повсюду. Воистину земля стонала от плача и рыдания, особенно тяжелой утрата была для дивеевских сестер… Но батюшка, наставляя своих сироточек, говорил: «Радость моя, я вас духовно породил и во всех телесных нуждах не оставлю», добавляя: «После меня отца уже не будет вам, вы останетесь совершенными сиротами, и вот Самой Матери Божией, Царице Небесной вручаю вас, Она Сама все управит!»

Еще при жизни позаботился преподобный о сестрах обители — прислал двести рублей и распорядился купить на них хлеба, позвал двух сестер, насыпал им денег в фартуки, серебра и золота, и говорит: «Вот, радости мои, купите всего себе на целый год», — и назначил, по сколько четвертей круп, пшена, муки — всего, что нужно.

Самое главное и сложное, чему учил преподобный, — не унывать: «А когда меня-то не станет, ходите, матушки, ко мне на гробик-то, ходите. Как вам время есть, то и ходите, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, — все придите да мне на гробик, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мной говорите, и всегда я для вас жив буду».

Как и завещал батюшка, на него надели финифтяный образ преподобного Сергия, присланный архимандритом Антонием, наместником святой Лавры. Старца похоронили в сделанном им самим дубовом гробу…

Когда 1 августа 1903 года отца Серафима прославляли в лике святых и совершилось первое чудесное обретение его мощей, для всех верующих была великая радость — «и среди лета Пасху запели». Но только в течение двух десятилетий приходили в Саров паломники, чтобы поклониться старцу и утешиться в бедах. В последние годы особенно просили у него молитв перед престолом Божьим за землю российскую и Церковь Православную, подвергшуюся невиданным гонениям и осквернениям от большевистской власти. Мощи многих святых угодников, которые стояли за чистоту и истинность веры, были вскрыты и уничтожены; канули в неизвестность и мощи батюшки Серафима.

Документально подтверждены только два факта. В ноябре 1920 года уездный съезд советов в городе Темникове принял решение о вскрытии раки преподобного Серафима, что и было осуществлено 17 декабря. А 5 апреля 1927 года из Саровского монастыря святые мощи были изъяты и увезены в Арзамас, оттуда — в Москву, в Музей религиозного искусства, расположенный в Донском монастыре. По упразднении музея его фонды были переданы в Центральный антирелигиозный музей, также просуществовавший совсем недолго. Далее след святыни терялся…

Информация стала появляться только в девяностых годах, также принесших много бед и искушений нашему народу. По свидетельству владыки Арсения (Епифанова), митрополита Липецкого и Задонского, ныне почивший архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан) случайно наткнулся на документы, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. В нем содержалось детальное описание каждой косточки, каждого позвонка, обнаруженных в раке преподобного. А в конце 1990 года владыке Арсению позвонил директор Музея истории религии Ленинграда и сообщил, что обнаружены мощи какого-то угодника Божия. «Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой — такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов…» Только что избранный Патриарх Московский и всея Руси Алексей II создал специальную комиссию, которая осмотрела мощи. Вот здесь и помог акт НКВД, упомянутый выше, по нему и стали сличать найденные мощи с описанием.

Владыка Арсений рассказывает: «Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости! Что меня тогда поразило больше всего? Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного — темного цвета, а это место — светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство… На Рождественском Патриаршем поздравлении в Богоявленском Елоховском соборе Святейший Патриарх, обращаясь к молящимся, сказал: «А еще хочу, дорогие мои, сообщить об одном необычном явлении, которое Господь даровал нам в эти дни: обретены мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца!» Меня поразило, как весь собор буквально вздохнул: настолько это глубинное переживание было в людях! В середине января 1991 года Святейший Патриарх отбыл в Ленинград…»

Из Ленинграда мощи в специальном вагоне были доставлены в Москву, в Богоявленский кафедральный собор, куда в течение нескольких месяцев шли и шли для поклонения верующие. А летом начался грандиозный крестный ход — вновь обретенную святыню в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха, повезли по Матушке Руси. В необыкновенной радости пребывали православные люди, стекающиеся в огромном числе по пути следования мощей преподобного Серафима. Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас… И 1 августа, в день рождения батюшки, дивно исполнились слова святого — «плоть-то свою убогий Серафим принесет в Дивеево»…

Встречали любимого батюшку здесь со свечой, которую перед своей кончиной он дал Прасковье Семеновне Мелюковой, сказав, что с этой свечой сестры встретят его в Дивееве. Свеча передавалась из рук в руки и бережно хранилась почти 160 лет, в последние годы — у единственной оставшейся в живых к моменту открытия монастыря дивеевской сестры схимонахини Маргариты (Лахтионовой).

Так сбылись предсказания батюшки, и с лета 1991 года начал свою вторую жизнь Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом.

…Невидимыми путями ведет батюшка Серафим ко Господу. Вне всяких сомнений, что особым промыслом, именно по молитвам преподобного Серафима, многие обыденские прихожане оказались в нашем храме. Кто-то посещал храмы, освященные во имя преподобного, в других городах, кто-то жил на малой Родине батюшки — Курске, кто-то недалеко от облюбованного им Дивеева, в Арзамасе… Особая радость родиться в день памяти преподобного Серафима — есть среди наших прихожан и такие счастливчики. С днем рожденья! И, конечно, не удивляет тот факт, что в Обыденском храме в этот день немало именинников — тех, кто носит чудесное имя Серафим. С Днем Ангела!

Да будет всем, притекающим с верою и любовью к батюшке Серафиму, пасхальная радость, крепкая вера и пламенная любовь, и пусть в сердце каждого будет радостный отклик на слова преподобного: «Радость моя, Христос воскресе!»

Анастасия СВИНЦОВА

Использованные источники:
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожденной А.С. Мельгуновой. Составил архимандрит Серафим (Чичагов). — М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, «Ковчег», 2007.
Вениамин (Федченков), митрополит. Всемирный светильник. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Изд. 2-е. — М.: ДАРЪ, 2007.
Рассказы об отце основателе нашем старце священноиеромонахе Серафиме: рассказы стариц и монахинь/ Свято-Троиц. Серафимо-Дивеев. монастырь. — 3-е изд. — Дивеево, 2009.
http://www.diveevo.ru
http://www.biografik.ru
www.sedmitza.ru
http://www.pravmir.ru

Наверх